«Радеж» на закуску: каких ритейлеров поглотил «Магнит» в 2021 году

Анастасия Назарова
10 января 2022, 00:00

В этом году «Магнит» приобрёл магазины трёх региональных торговых сетей, в том числе волгоградского «Радежа». Нехватка новых площадей для открытия торговых точек стимулирует консолидацию крупных ритейлеров и агрессивное поглощение более мелких игроков

BLOKNOT-VOLGOGRAD.RU
Создатель сети «Радеж» Юрий Сударев выходит из торгового бизнеса
Читайте Monocle.ru в

Второй по выручке ритейлер РФ «Магнит» в начале декабря заключил сделку по аренде 58 магазинов «Радеж» в Волгоградской области. Эксперты оценивают её в сумму около 4–5 млрд рублей. Частичное поглощение конкурента — вынужденная мера, продиктованная нынешними условиями рынка, когда крупные ритейлеры вынуждены развиваться экстенсивно.

 «Радеж» освободит площади для «Магнита»

«Магнит» сообщил, что арендует 58 магазинов волгоградской торговой сети «Радеж». Сроки аренды варьируются от 7 до 10 лет. Большинство площадей (41) расположены в Волгограде. Ещё 15 магазинов находятся в Волгоградской области, а два — в Ростовской. По сведениям на сайте самой сети «Радеж», количество торговых точек в регионе составляет 150, то есть «Магнит» арендовал только часть площадей. В планах ритейлера — открытие 59 новых торговых точек, в том числе 56 в формате «Магнит у дома» и трёх магазинов дроггери. Помещения ждёт редизайн. Первые «Магниты» на месте бывших магазинов «Радеж» откроются уже в конце года.

По словам генерального директора агентства «Инфолайн» Ивана Федякова, в последние годы «Радеж» испытывал ряд трудностей, в том числе падение выручки. Себестоимость торговой сети сильно снизилась.

«В последние годы своего существования “Радеж” генерировал выручку в размере приблизительно восьми миллиардов рублей. Дороже этой суммы сеть никто бы не купил. Потенциально сделку по долгосрочной аренде можно было бы оценить в четыре-пять миллиардов рублей. В эти помещения ещё придётся инвестировать — в ремонт и ребрендинг, замену оборудования. Собственники “Радежа” никакой существенной прибыли от сделки не получат», — уверяет Иван Федяков.

Действительно, по данным ИАС Seldon.Basis, в 2020 году общая выручка ООО «Радеж» сократилась на 8% — до 8,05 млрд рублей. Чистая прибыль составила 88,4 млн рублей.

Владелец компании Юрий Сударев анонсировал передачу торговых площадей крупным ритейлерам ещё в сентябре. Сам бизнесмен решил сосредоточиться на развитии тепличного комплекса «Ботаника». Как отметили в пресс-службе «Магнита», сделка по аренде магазинов «Радеж» повысила прогноз открытия новых магазинов в 2021 году до 2,1 тысячи, но не повлияла на прогноз по капитальным вложениям. Он остался на прежнем уровне — 60-65 млрд рублей.

«Магнит» наращивает присутствие за счёт региональных сетей

В ноябре также стало известно об аренде «Магнитом» 56 магазинов торговой сети «Эдельвейс» в Казани. Срок аренды здесь также составит 10 лет. Общая площадь арендованных помещений составляет 25 тысяч кв. м, пишет пресс-служба «Магнита».

Планируется, что на базе арендованных пространств «Магнит» откроет 67 магазинов — 50 магазинов у дома, 14 дрогери и три дискаунтера. Сроки также намечены на IV квартал 2021 года — I квартал 2022 года. Редизайн торговых объектов не предполагает значительных инвестиций и не приведёт к пересмотру прогноза по капитальным вложениям на 2021 год. В то же время аренда новых площадей у местной торговой сети позволит федеральному ритейлеру нарастить присутствие в регионе на 20%.

«Магнит» также обещал сохранить прежний персонал и поставщиков, в том числе и местных — «Алексеевский молзавод». В компании заверили, что будут работать над тем, чтобы увеличивать долю местных поставщиков.

По данным ИАС Seldon.Basis, выручка АО «ТК Эдельвейс» в 2020 году составила 3,7 млрд рублей, а убыток — 134,3 млн рублей. Генеральным директором сети являлся Амир Хайруллин.

Сделка десятилетия в ритейле

«Магнит» приобрёл «Дикси» за 87,6 млрд рублей летом 2021 года. В собственность «Магнита» перешло 2 477 торговых точек. Кроме торговых площадей, в сделку вошла покупка пяти распределительных центров площадью 189 тысяч кв. м и более 700 грузовиков. Большая часть магазинов «Дикси» располагается в Московской, Ленинградской и Свердловской областях, сообщила пресс-служба «Магнита».

Из-за того, что сделка между компаниями была очень крупной, Федеральная антимонопольная служба обязала «Магнит» снизить долю своего присутствия до 35% в 22 муниципалитетах. Также в целях соблюдения антимонопольного законодательства ритейлера обязали установить нулевые наценки на социально значимые товары: молоко, хлеб и куриное мясо. Сохраняться заниженные цены должны в течение года после завершения сделки. Покупка «Дикси» была многоэтапной. Процесс длился с мая по август.

«Дикси» продолжил работать под существующим брендом с сохранением текущего менеджмента. Выручка Dixy Holding Limited, холдинговой компании группы «Дикси», управляющей одноимённой сетью магазинов и суперсторов «Мегамарт», за 2020 год составила 281,4 млрд рублей и 17,4 млрд рублей соответственно. Поглощение «Дикси» принесло «Магниту» рост выручки за III квартал 2021 года на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В соответствии с неаудированными данными управленческой отчётности компании по МСФО 16 на сайте компании выручка «Магнита» за 9 месяцев 2021 года составила 1,311 трлн рублей, EBITDA — 151,4 млрд рублей.

Органический рост в продуктовом ритейле сменился экстенсивным — когда крупные игроки скупают конкурентов

Амбициозный топ-менеджмент поменял стратегию «Магнита»

Руководство «Магнита» подчёркивает, что занимает лидирующие позиции в консолидации рынка на сфере ритейла.

«Это соглашение является ещё одним свидетельством нашего дальнейшего ускорения развития на российском рынке. Сделка с магазинами “Радеж” следует за нашей недавней сделкой с сетью “Эдельвейс” в Казани. Эти территории хорошо соответствуют портфелю магазинов “Магнит” и ещё больше укрепят наши конкурентные позиции в приволжском регионе. В дополнение к устойчивому органическому развитию, сделки M&A, создающие дополнительную акционерную стоимость, подчёркивают наше лидерство в процессе консолидации рынка», — заявил директор по инвестициям и стратегии ПАО «Магнит» Андрей Бодров, комментируя последнюю сделку по аренде «Радежа».

Иван Федяков подчёркивает, что приход на место «Радежа» хорошо вписывается в ту парадигму, которая наблюдается в российском ритейле в последние годы. Крупные игроки идут по пути консолидации: «Консолидация позволяет добиться синергетического эффекта. Покупая конкурентов, ты снижаешь затраты на конкуренцию. Из этого и следует дополнительная ценность данной сделки для “Магнита”. Сеть продолжает расти, выполнять свои планы и попутно поглощает конкурентов или занимает их место. Сейчас новые магазины открывать не так просто, новых локаций и регионов уже не остаётся. Органический рост, когда сеть открывала новые магазины на новых площадках, сменился экстенсивным — когда крупные игроки скупают конкурентов».

Эксперт отмечает, что до недавнего времени у «Магнита» был низкий коэффициент банковской задолженности по сравнению с прибылью, что снижало кредитоспособность компании и частично ограничивало дальнейший рост. «Магнит» не привлекал кредитный ресурс для более динамичного развития.

«В любом бизнесе должны быть и кредитные средства, которые стимулируют развитие и самого бизнеса, и общей экономики. Привлечение кредитных средств на покупку таких сетей, как “Дикси”, позволило компании поднять этот коэффициент, но всё равно у них ещё достаточно ресурса, чтобы продолжать поглощать другие сети. Очевидно, что новая команда, которая занялась управлением компанией после нескольких смен руководства, настроена амбициозно», — заключил Иван Федяков.