Российское государство уже много лет проводит политику снижения потребления табака за счёт увеличения акцизов, а следовательно, роста цен на легальную продукцию и снижения доступности сигарет. В реальности объём легального рынка табака действительно сокращается, вот только одновременно с этим резко увеличивается «чёрный рынок», заполненный дешёвым контрафактом, который фактически забирает себе долю легального табака.
Как результат, сокращается налогооблагаемая база — «чёрный рынок» не платит налоги. По оценке экспертов, ущерб бюджета от нелегальной торговли табаком превышает 100 млрд рублей ежегодно. А доступность сигарет, в том числе и для подростков, наоборот, растёт — купить нелегальный продукт можно в ларьке, на рынке и даже на ближайшем перекрёстке фактически с рук.
Сказанное могло бы показаться преувеличением, если бы исследования табачного рынка России не свидетельствовали, что это суровая реальность, которая будет только ухудшаться, если не закрыть лазейки в законодательстве, оставить регионы без новых стимулов для борьбы с «чёрным рынком» и не заниматься проблемой системно на уровне правоохранительных органов.
Масштаб проблемы нелегального табака
В III квартале 2021 года АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» (ННЦК, создан при Минпромторе РФ) подвела результаты первого исследования рынка нелегальных сигарет по всей стране. Среди федеральных округов по объёмам контрафактного и контрабандного табака лидируют Северо-Кавказский и Южный (20,3% и 18,2% соответственно), на третьем месте — Северо-Западный округ (16,1%). Меньше всего нелегального табака выявлено в Дальневосточном федеральном округе (2,6%). Любопытно, что в НАО, ЕАО и на Камчатке представители ННЦК вообще не обнаружили нелегальной продукции. По словам директора ННЦК Александра Борисова, в приграничных территориях — на западной, юго-западной границе и Северном Кавказе — доля незаконного оборота табачных изделий превышает 30%. «Регионы-антилидеры — Новгородская, Псковская, Смоленская, Брянская и Ростовская области, а также Чечня и Дагестан», — уточнил Борисов.
По информации центра, исследование охватило 860 населённых пунктов с населением около 90 млн человек, было собрано и проанализировано 64 тысячи пачек. Исследованные пачки нелегального происхождения — это в основном сигареты из Белоруссии и других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Главная причина такой ситуации — разница в ставках акцизов на табачные изделия в разных странах союза. Например, между Россией и Белоруссией она превышает 100%. Сейчас на уровне правительств стран ЕАЭС идёт работа по гармонизации акцизов. К 2024 году разница между ними не должна выходить за параметры медианной ставки на более чем 20% в большую или меньшую сторону. «Белорусские марки занимают почти 6 процентов табачного рынка в РФ. В структуре нелегальной продукции из ЕАЭС они занимают 93 процента», — подытожил Александр Борисов.
По данным ННЦК, антилидер среди регионов ЮФО — Ростовская область, где незаконный оборот составляет 37,5%. Это в три-четыре раза выше, чем в целом по России. Для сравнения, в Астраханской области этот показатель — 19,5%, в Краснодарском крае — 10,4%, в Волгоградской области — 10,2%. То, что на Дону нелегальной является каждая третья пачка, а дешёвый контрафактный табак в регионе могут легко приобрести даже школьники, «Эксперту ЮГ» подтвердили представили общественных организаций, таких как «Антидилер» (регулярно проводят рейды и контрольные закупки) и НП «Общественный совет по проблеме подросткового курения» (проводит совместно с холдингом «Ромир» исследование степени доступности нелегальных сигарет в торговых точках крупных городов РФ). Нелегальные производители или контрабандисты могут торговать на «чёрном рынке» по низким ценам по сравнению с легальной продукцией, поскольку не платят ни акцизы, ни налоги.
«Рыночная» экономика контрафакта
Днём 26 января 2022 года ростовчанин зашёл в павильон «Табак» на улице Думенко, 35 — купить сигареты Dove. За пачку горожанин отдал 70 рублей, что почти в 2 раза меньше установленной государством единой минимальной цены. Горожанин обратился с заявлением в ближайшее отделение полиции с просьбой разобраться и принять меры. Факт покупки готов подтвердить документально — всё заснял на видео. Указал в заявлении свой номер телефона и адрес электронной почты. Ответ пришёл на e-mail 31 января. В нем полицейские просили в трёхдневный срок предоставить контрафактную пачку и запись — для приобщения к делу.
«Мы отслеживаем каждый случай контрольной закупки, — говорит региональный руководитель Общероссийского общественного движения “Антидилер”, член Общественной палаты Ростовской области Игорь Омельченко. — В этот раз правоохранители быстро отреагировали. Как правило, первую реакцию приходится ждать неделями (по закону на рассмотрение обращения физлица отводится до 30 дней). А тут через четыре дня с момента принятия рукописного заявления участковый прислал запрос. Это скорее исключение, чем правило. И запись, и пачку им предоставили. Следующим их шагом должен стать выезд на место, составление протокола об административном нарушении. Большого количества нелегальных пачек полицейские там, скорее всего, не найдут. Продавец заплатит штраф в пять тысяч рублей, что для такой точки — копейки».
Владельцы небольших табачных павильонов с неброской вывеской приобретают товар на оптовых складах, которые на Юге есть во всех крупных городах. Чем крупнее город — тем сильнее размах теневого бизнеса и тем больше оптовых «точек» в нём действует. Например, в таком мегаполисе, как Ростов, по неофициальным данным, контрафактный табачок можно оптом закупить в восьми местах, в основном все они находятся на крупных рынках — Центральном, Северном, Нахичеванском, Днепровском. Мелкие продавцы стараются большими объёмами не «тариться» — чтобы избежать крупных штрафов и уголовных дел.
Именно городские рынки служат основным оптово-розничным каналом продаж «серых сигарет». Схема давно известна: львиная доля контрабанды попадает на территорию России из соседней Белоруссии под видом транзитных грузов. Нелегальный табак завозится в прямом смысле фурами и отправляется на оптовые рынки, которые служат базами для дальнейшего распределения продукции в мелкий опт и по розничным точкам.
Почему именно рынки?
Табачная индустрия жёстко регулируется государством. Чтобы легально продать сигареты, необходимо соблюсти целый ряд правил: зарегистрировать торговую точку в системе «Честный знак», подключить онлайн-кассу и сканер маркировки.
На рынках же реализация товара может происходить без касс (включая нестационарные точки, ИП без наёмных работников, торгующие товарами, не подлежащими маркировке). Такая форма торговли привычна на рынках и не бросается в глаза.
Как выяснилось, при этом на рынках не отказывают в продаже «серых» сигарет и подросткам, которым продавцы легальной продукции сигареты по закону не продают.
НП «Общественный совет по проблеме подросткового курения» сообщил «Эксперту ЮГ» о том, что на Южном рынке в Ставрополе (ул. Доваторцев, 80) продали нелегальные сигареты несовершеннолетнему — марка «Корона», 70 рублей. По факту продажи НКО 18 февраля направила заявление в МВД, копия есть в распоряжении редакции. Достаточно оперативно был получен формальный ответ о том, что обращение зарегистрировано в книге учёта заявлений и сообщений о преступлениях (КУСП) Ставропольского края и передано в УМВД по городу Ставрополь. Следующий шаг — проверка, о результатах которой ведомство пообещало сообщить. На момент выхода статьи никакой дополнительной информации (как и, очевидно, проверки) со стороны органов не было.
«Потребители нелегальных сигарет могут быть против курения несовершеннолетних, но не понимают, что распространение нелегального табака вовлекает и подростков как в потребление, так и зачатую в распространение “серых” сигарет», — говорит председатель НП «Общественный совет по проблеме подросткового курения» Светлана Чернышова. По её словам, ситуация в целом печальная, но можно говорить и о некотором улучшении. «Если ранее в Ростове контрафактные сигареты могли продать в любой точке, куда бы ни обратились наши представители, то теперь это готовы делать в 50 процентах торговых точек, — рассказывает Чернышова. — Для сравнения, в Волгоградской области нелегальные сигареты продают в основном “своим”, тогда как в Астраханской области их свободно может купить каждый подросток».
С учетом текущей экономической ситуации в России роль рынков в экономике в ближайшее время может сильно вырасти. Снижение реальных доходов потребителей сделает ценовой фактор ещё более существенным. Вначале цена, а только потом качество или бренд. На фоне происходящего можно ожидать взрывного роста нелегальной торговли именно на рынках, как это уже было в 90-е, поэтому важно заняться вопросом сегодня, пока «чёрный рынок» ещё можно обуздать.
Сила есть, а дел нет
Есть случаи, когда после выявления контрафакта или контрабанды, на протяжении трёх-четырёх месяцев полицейские не возбуждают дела, говорит руководитель движения «Антидилер» Денис Терсков, который также возглавляет Межрегиональное общественное движение по борьбе с нелегальной продукцией. «Была ситуация, когда сотрудник полиции отказался проводить изъятие из торгового ларька, оформив в протоколе лишь одну купленную контрафактную пачку. Мы написали обращение в прокуратуру по поводу бездействия данного полицейского, — говорит Терсков. — Собственники ларьков понимают, что против них ведётся работа и, если будет происходить изъятие, то они обойдутся “малой кровью”. Для возбуждения уголовного дела необходимо обнаружить и изъять около тысячи пачек нелегальных сигарет. Продавцы платят небольшие штрафы и продолжают спокойно торговать».
«Уголовное дело возбуждается, если одна точка реализовала незаконные сигареты на сумму от 100 тысяч рублей, — отмечает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Виталий Осадчий. — Наша практика показывает, что торговая точка держит порядка 500 пачек. По выручке это примерно 50 тысяч рублей, что не подпадает под уголовную статью».
«Любой продавец легальной продукции зарабатывает всего максимум 6 процентов с оборота, — заметил замначальника оперативно-розыскного отдела Ростовской таможни Иван Галичев во время пресс-конференции в аэропорту “Платов” по итогам 2021 года. — При торговле контрафактом заработок в 50–100 процентов — норма. Это лёгкие и быстрые деньги. При выявлении нами товар в рублевом эквиваленте составляет до 100 тысяч рублей — потеря такой суммы не сказывается серьёзно на экономике “нелегалов”. Бороться нужно с крупными поставщиками и крупными точками сбыта».
Согласно статистике приложения «Патруль качества», созданного некоммерческим партнёрством содействия развитию гражданского общества «Гражданин» для борьбы с нелегальным табачным рынком, за 2021 год пользователями приложения было подано 1716 заявлений о продаже нелегальных сигарет в городах ЮФО. В результате лишь по двум заявлениям была изъята нелегальная продукция, 36 точек было закрыто, не заведено ни одного уголовного дела. По количеству сообщений о нарушениях в ЮФО абсолютное лидерство у Краснодарского края и Ростовской области — 486 и 425 сообщений соответственно. Из них 98 и 160 сообщений соответственно попали в графу «Просрочено исполнителем», существенная часть обращений отклонена. По итогу, в Ростовской области — только 8 решений об административном правонарушении, в Краснодарском крае — 10. В Краснодарском крае закрыто 18 нелегальных торговых точек, в Ростовской области — ни одной. Удивляют такие низкие результаты по отработке сообщений в ситуации, когда для силовых структур созданы все условия для противодействия нелегальному обороту табака.
Однако неверно утверждать, что на Юге совсем никак не реагируют на нелегальный оборот сигарет. Так, по данным Южной оперативной таможни, в 2021 году было изъято около 1,1 млн пачек табачной продукции (сигареты, сигариллы, стики) общим весом почти 22 тонны, и около 1,2 тысячи тонн табачной смеси. Общая стоимость изъятого «товара» превысила 13,8 млрд рублей. В итоге возбудили 23 уголовных дела по незаконному перемещению табачной продукции через таможенную границу ЕАЭС. «Из незаконного оборота изъято 530 тысяч пачек сигарет стоимостью более 66 миллионов рублей и весом около 11 тонн, — рассказывал и. о. начальника отдела по борьбе с экономическими правонарушениями Южной оперативной таможни Сергей Пшеничный на итоговой конференции в Ростове. — Кроме того, было возбуждено четыре уголовных дела по фактам уклонения от внесения таможенных платежей. Из торгового оборота изъято 487,7 тысячи пачек табачной продукции (сигарет, табака для кальянов, курительных смесей и др.) без акцизных марок, с признаками контрафакта. Общий вес составил девять тонн, а общая стоимость — около 62 миллионов рублей. Возбуждено 201 дело об административном правонарушении, а также три уголовных дела».
Звучит более впечатляюще, чем отчётность МВД, но если посмотреть на цифры, то видно, что 1 млн изъятых пачек — это капля в море, учитывая, что объём нелегального рынка в России превышает 2 млрд пачек.
Безусловно, есть прогресс в выявлении нелегальных производств на территории России, и здесь большую роль сыграла система маркировки, которая «прослеживает» путь сигарет от фабрики до прилавка. По официальным данным, в 2021 году (как и в 2020-м) в РФ закрыли по восемь подпольных фабрик. Причём большинство из них — на Юге. Организаторы таких производств, как и контрабандисты, перевозящие табак и сырьё, получили реальные сроки. Например, 2 февраля Миллеровский районный суд (в Ростовской области) признал виновными в контрабанде сигарет, совершённой организованной группой, пятерых местных жителей, которые в декабре 2019 года переместили через таможенную границу более 11 тысяч пачек сигарет на сумму свыше 1,6 млн рублей. Участников группы приговорили к срокам от 7 лет 3 месяцев до 7 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима. Однако пока это редкий, почти исключительный случай. Чтобы ситуация существенно улучшилась, громких показательных процессов должно быть больше. Для этого силовикам надо увеличить число проверок, уверены эксперты.
Что делать?
Сложившуюся в экономике ситуацию не назовёшь простой. Наиболее очевидное наблюдение — денег у людей не становится больше, а значит, привлекательность дешёвого контрафакта будет расти. Опыт показывает, что снижение доступности сигарет не приводит к резкому снижению потребления — курильщики просто переходят на «безакцизку», пусть и непонятного происхождения.
Эксперты называют три направления, которые помогут не допустить роста «чёрного рынка»: грамотная акцизная политика, стимулирование региональных властей для борьбы с контрафактом и системная работа правоохранителей.
В 2021 году Счётная палата проанализировала ситуацию с налогообложением табачной продукции и вопросами функционирования табачного рынка. По результатам анализа была сформирована рекомендация по перераспределению части табачных акцизов в пользу бюджетов субъектов федерации и улучшению мониторинга и оценки эффективности контрольно-надзорных мероприятий. Эти предложения Счётной палаты были поддержаны законодателями. Отмечается, что передача как минимум 15% дохода от акциза на табачную продукцию в регионы будет стимулировать региональные власти усиливать борьбу с нелегальным рынком непосредственно «на земле».
Такой подход с 2019 года применяется в алкогольной индустрии: в региональные бюджеты зачисляется львиная доля доходов от акцизов на крепкий алкоголь, в частности, в 2022 году это 84% от акцизных поступлений. В результате, если в 2015 году, по оценке НИУ ВШЭ, теневой рынок составлял 59% потребляемой крепкой алкогольной продукции, то по результатам свежего исследования Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина РФ нелегальной является каждая пятая бутылка крепкого алкоголя в России. Снижение доли теневого рынка почти в три раза говорит само за себя.
Кроме того, продвигается вопрос усиления ответственности, в частности, за ввоз нелегальных сигарет с территории ЕАЭС, и выравнивания ставок акцизов в разных странах Союза. Эти два предложения говорят о том, что сама концепция Таможенного союза (или её реализация) не вполне совершенна, коль скоро требуются дополнительные механизмы контроля.
Важно отметить, что за 2020–2021 годы законодательство было существенно доработано, принят ряд значимых изменений, направленных на борьбу с теневым оборотом табака, и по факту уже сформирован полноценный инструментарий для работы с нелегальной торговлей. Введена единая минимальная цена, которая служит дополнительным маркером легальности — если стоимость пачки ниже ЕМЦ (112 рублей), сигареты нелегальные. Цифровой код должен быть на каждой пачке и должен считываться приложением «Честный знак». Введён лимит (не больше 1 блока сигарет) на перемещение физлицами немаркированной продукции. При этом уже в нынешнем году были кратно увеличены штрафы за оборот нелегальной табачной продукции. Иными словами, бороться с нелегальным продуктом правоохранительным органам сегодня можно эффективно. Пока же мы не видим на практике активного использования этого инструментария. Если к этому добавить продолжение падения реально располагаемых доходов населения, то юг России в ближайшее время может получить гораздо большие цифры по доле нелегальной и контрафактной продукции. Такая невесёлая перспектива должна бы побудить правоохранительные и контролирующие органы к активному использованию всех легитимных методов борьбы с нелегальным табаком.