Автомобильная дорога Архыз — Сочи рассматривалась как один из далёких проектов на перспективу. Но развитие трёх горнолыжных курортов — Архыз, Красная Поляна и Лагонаки — позволило расширить проект до строительства ещё и железной дороги. Не в последнюю очередь на это влияет и «аппаратный вес» вице-премьера правительства РФ Дмитрия Чернышенко.
В октябре вице-премьер Чернышенко поручил Минстрою, Минэкономразвития, Минтрансу и другим заинтересованным министерствам и ведомствам «проработать вопрос» организации транспортного сообщения между курортами горного кластера Сочи, а также строящимся курортом «Лагонаки» в Адыгее и «Архыз» в Карачаево-Черкесии. Новые курорты создаются в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Так, например, заявлены всесезонный горный эко-курорт «Лагонаки» в Адыгее и круглогодичный горный и бальнеологический курорт «Долина Васта» в Краснодарском крае (продолжение развития курорта «Роза Хутор» от «Интеррроса»).
По мысли вице-премьера, соединение курортов горного кластера Сочи с будущим курортом «Лагонаки» создаст возможности для ускоренного развития туризма. При этом для прямого транспортного сообщения между горными курортами Сочи и курортом «Архыз» в Карачаево-Черкесии будет проработано и строительство железнодорожной ветки. «Дорожная карта» по данному вопросу будет представлена в правительство РФ в декабре. Ответственными за выполнение поручения являются Минстрой, Минэкономразвития, Минтранс, Минфин, Минприроды, Росжелдор, Автодор, РЖД, корпорация «Туризм.РФ» и «Кавказ.РФ».
Роль туризма и лично Дмитрия Чернышенко
Дмитрий Чернышенко уже участвовал в реализации крупных проектов государственной важности на Юге. В частности, придя из сферы спортивного маркетинга, в ноябре 2005 года он возглавил кампанию за право проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, став генеральным директором Заявочного комитета «Сочи-2014». С 2007 по 2014 годах он был президентом Оргкомитета XXII Олимпийских зимних игр, а также зампредседателя наблюдательного совета ГК «Олимпстрой». После назначения в 2020 году вице-премьером стал курировать на государственном уровне вопросы цифровой экономики и инноваций, а также связи и СМИ, культуру, туризм и спорт.
Именно туризм, точнее, масштабные инвестиции в эту отрасль в последние годы, стали для Юга одним из самых популярных сюжетов. Ранее на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным вице-премьер Чернышенко сообщил, что объём инвестиций в туристическую отрасль РФ в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» составит около 1 трлн рублей до 2024 года.
Ранее также курируемая им госкорпорация «Туризм.РФ» объявила о вхождении в уставный капитал 49 специальных проектных компаний (СПК), на которые будет возложена реализация 52 инфраструктурных проектов. Среди них, например, ООО «Лагонаки», которое займётся строительством одноимённого горнолыжного курорта в Адыгее (НАО «Красная Поляна» принадлежит 75% в уставном капитале, а АО «Туризм.РФ» — 25%), а также ООО «Визит Абрау» (ПАО «Абрау-Дюрсо» – 51%, «Туризм.РФ» — 49%).
В октябре Дмитрий Чернышенко добился важной для него аппаратной победы, в результате которой 20 октября президент упразднил Ростуризм. Функции ведомства перешли к Минэкономразвития, но курировать направление сферы туризма в правительстве продолжит именно вице-премьер Чернышенко. Среди причин называют усиливающуюся оптимизацию федеральных ведомств на период проведения СВО, а также конфликт между экс-главой Ростуризма Зариной Догузовой с одной стороны и Чернышенко, а также вице-премьером Маратом Хуснуллиным, с другой. Хуснуллин курирует в правительстве сферу строительства, а также персонально Южный федеральный округ.
Дорога уходит в горы
Проект дороги, которая должна связать курорты Северного Кавказа с курортами Черноморского побережья, разрабатывался ещё в советское время. В 1961 году был разработан проект автомобильной дороги Черкесск — Адлер, так и оставшийся на бумаге. В 2003-м появилось сразу девять вариантов прокладки трассы через Главный Кавказский хребет. Перспективным представлялось строительство трассы протяжённостью 280 км через перевал Загедан (КЧР), озеро Кардывач и посёлок Красная Поляна (Краснодарский край). Стоимость проекта в те годы оценивалась в 20 млрд рублей. Однако против строительства на территории Кавказского заповедника и Сочинского нацпарка выступили экологи, а затем и федеральный Росприроднадзор, в результате чего проект был заморожен.
Новый вариант появился три с половиной года назад. Власти Карачаево-Черкесии предложили проект магистрали протяжённостью около 273 км. В состав новой трассы предполагалось включить участки федеральных дорог А-155 и А-156, а также 14-километровый участок Архыз — Лунная Поляна — гора Дукка и его продолжение длиной 22 км в направлении населённого пункта Пхия. Этот путь является самым коротким, но одновременно самым дорогостоящим и технически сложным. Проект предусматривает прокладку двух тоннелей общей протяжённостью 12 км в сложных гидрологических и сейсмических условиях.
По итогам предварительной проработки в 2018 году трассировки новой автодороги между КМВ и Сочи самым перспективным определён маршрут Пятигорск — Кисловодск — Карачаевск — Зеленчукская — Псемен — Красная Поляна — Адлер. Идея прямого объединения черноморских и северокавказских туристических кластеров существует давно, и она достаточно логична, отмечает завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов. Это масштабный проект, который поможет разгрузить уже существующие маршруты, а также создаст дополнительные возможности для развития отдалённых муниципалитетов и курортов. Также Климанов указывает на наличие в западной части Большого Кавказского хребта особо охраняемых природных зон. Здесь важно, чтобы строительство не отразилось на статусе и положении этих уникальных территорий.
В декабре 2021 года на пресс-конференции губернатор Ставрополья Владимир Владимиров заявил, что проект, предполагающий строительство дороги из Кисловодска в Сочи, включён в транспортную стратегию на 2027 год и программу развития регионов Северо-Кавказского федерального округа до 2030 года. «Речь о большом переходе, двух тоннелях, соединении трассы из Кисловодска с Красной Поляной. Мы хотим добиться решения этого вопроса, но пока не начнётся проектирование, выделение земель, я не могу сказать, что вопрос на 100 процентов решился, — признавался глава Ставропольского края. — Известно, что дорога заходит в биосферный заповедник, а сегодня всё, что связано с затрагиванием особо охраняемых природных территорий, сложно решается. Нужна экологическая экспертиза».
Однако предложенный Дмитрием Чернышенко проект подразумевает ещё более масштабный подход — железнодорожный маршрут, который связал бы между собой Адыгею, Краснодарский край и Карачаево-Черкесию. Ранее вице-премьер пояснял, что строительство дорог позволит создать зону катания, которая будет больше, чем крупнейшие мировые курорты.
Сегодня добраться из Красной Поляны в «Архыз» можно по автомобильным дорогам, делая большой крюк через Туапсе, Апшеронск и Псебай. Проезд по этому маршруту составляет 569 км и занимает почти 10 часов (по данным Google.Карты). В то же время расстояние между курортами по прямой — около 90 км, по времени такое расстояние можно преодолеть за 1,5 часа. Маршрут от Красной Поляны до «Лагонаки» (393 км) занимает 7,5 часа. При этом расстояние по прямой между кубанским курортом и строящимся «Лагонаки» — всего около 50 км. То есть в сумме дорога Архыз — Красная Поляна — Лагонаки составила бы приблизительно 140 км, из которых на протяжении 90 км (Архыз — Красная Поляна) она будет совмещена с железной дорогой.
Стоимость новой дороги пока нигде не называлась. Единственный её аналог — совмещённая автомобильная (45,6 км) и железная дорога (48,5 км) из Адлера в Красную Поляну. Их стоимость в ценах 2013 года составляла более 200 млн долларов за км или 6,1 млрд рублей. С учётом нынешнего курса доллара по отношению к рублю стоимость такой дороги минимум в два раза выше. Получается, что стоимость 140 км совмещённой дороги Красная Поляна — Архыз — Лагонаки может составить свыше 1,7 трлн рублей.
Курорты Кавказа: строящиеся и обновляемые
Ключевая задача новых инфраструктурных проектов, заявленных правительством, — связать три крупных горнолыжных курорта воедино одной дорогой. Эти проекты находятся в разной стадии готовности. «Долина Васта», например, будет реализован до 2025 года. Комплекс обеспечит 2,5 тысячи новых рабочих мест (вместе с сопутствующими сервисами — до 5 тысяч), а туристический поток составит 1,5 млн гостей в год, сообщал ТАСС. Инвестором проекта выступает группа «Интеррос», она же контролирует курорт «Роза Хутор» в Красной Поляне.
Первый этап строительства курорта «Лагонаки» в Адыгее будет стоить 19 млрд рублей. Об этом сообщает пресс-служба правительства региона. Эту часть проекта планируют ввести в эксплуатацию в 2025 году. Всего с 2022 по 2024 год в федеральном бюджете на эти цели уже заложена субсидия в размере 6,2 млрд рублей. Кроме того, как уточнили в правительстве республики, сумма внебюджетных инвестиций к 2030 году должна составить 45 млрд рублей. Реализацией проекта занимается компания «Резорт Инвестмент», связанная с НАО «Красная Поляна». Последнее не так давно заявило о планах участия в конкурсе по выкупу акций курорта «Архыз», о чём ранее подробно писал «Эксперт ЮГ».
«Сегодня вложения государства в курорт “Архыз” составляют 23 миллиарда рублей: создано 27 километров трасс, восемь канатных дорог, более двух тысяч мест размещения. В 2021 году курорт принял 693 тысячи туристов, это на 50 процентов больше, чем в 2020 году. Но надо понимать, что сейчас создано только 20 процентов инфраструктуры от потенциала территории. В перспективе на курорте можно построить до 100 километров трасс, довести число мест размещения до 20 тысяч», – рассказывал генеральный директор «Кавказ.РФ» Хасан Тимижев.
Две точки входа на «остров Сочи»
Важность перспективы связки Архыза с Сочи отметил управляющий директор управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр - AV Group (LC-AV) Алексей Крыловский: «Очевидно, что для России связка этих курортов будет очень выгодна. Для Сочи, который сейчас является своего рода “островом” с одной связующей дорогой, связка с другим регионом просто необходима. Необходимы две независимые точки входа. Это стратегическая задача, которая входит сегодня в концепции развития СКФО и Краснодарского края. Я положительно оцениваю этот проект и надеюсь, что он всё-таки будет реализован».
По словам директора ООО «Научно-проектная организация “Южный градостроительный центр”» Сергея Трухачёва, идея построить железную дорогу между Кисловодском и Адлером давно присутствует в различных документах о перспективном развитии железнодорожной сети в России.
«Это, конечно, не столь амбициозно, как дорога между Якутском и Камчаткой, но перспективы, на мой взгляд, примерно те же, — отмечает эксперт. — Надо идти через заповедник. Без протяжённых тоннелей не обойтись. Насколько вообще возможно это строительство в условиях заповедника, надо бы спросить у тех, кто планирует его организовать, — но, боюсь, внятного ответа не последует»
Второй составляющей амбициозности, по мнению Трухачёва, является стоимость проекта, которая никак не окупит тех затрат, в которые обойдётся эта стройка, даже если её удастся каким-то образом согласовать с экологами.