Удар в потребность

Рынок консалтинга переходит к решению сложных задач и жесткой специализации. Аналитический центр «Эксперт» подготовил рейтинг консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2016 года. По сравнению с 2015-м суммарная выручка участников исследования сократилась на 1% и составила 1,76 млрд рублей. С поправкой на инфляцию их доходы просели более чем на 6%.

Читайте Monocle.ru в

Разрозненный спрос

Мы наблюдаем за рынком консалтинга много лет: в период экономического спада, как правило, растет спрос на виды практик, позволяющих сохранить бизнес. Однако последняя затянувшаяся рецессия оказалась нетипичной. В предыдущие кризисы рецепт был прост: первыми «под нож» шли маркетинг, персонал, зарплаты. На этот раз пережившие не один кризис предприниматели были более осторожны.

— Стагнация и постепенное сокращение спроса в большом перечне рынков товаров и услуг, усугубившееся в конце 2014 года резким обвалом экономики, привели к возникновению острой необходимости в поиске гораздо более сложных путей сохранения выручки и максимизации прибыли, чем были использованы ранее. Если в 2009 году маркетинг подвергся сокращению, то в 2014 году почти все рыночные сегменты осознали, что сделали это зря, — рассуждает учредитель «Либерти Маркетинг бюро» Ирина Лукина.

— В целом для консалтинга год оказался негативным: конкретный обеспеченный деньгами спрос на консалтинговые услуги был скорее разрозненным, нежели укладывающимся в какие-то тренды и закономерности, — рассказывает партнер Российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» Алексей Пан.

В исследовании по итогам 2016 года приняли участие 26 компаний, девять из них — в пяти волнах исследования подряд, причем доля этих компаний в совокупной выручке увеличилась с 40% в 2012 году до 52% в 2016-м. С отрицательной динамикой выручки год закончили 11 компаний.

 026_expert_ural_22.jpg

Лидерство по объемам доходов в рейтинге продолжает удерживать компания «РАСТАМ», на которую приходится почти 43% совокупной выручки участников. На второй позиции компания «2К» с долей 12,3%, замыкает тройку Vinder Law Office — 7,5%. Лидером по динамике за год стал Екатеринбургский Аудит-Центр, завершивший год с трехкратным увеличением выручки от консалтинговых услуг.

Юридический консалтинг, вырвавшийся в лидеры в прошлом году, продолжает удерживать наибольшую долю в структуре выручки участников рейтинга (28,2%). Немаловажную роль в этом сыграл тот факт, что практика стала самой динамичной по итогам года (плюс 17,5% к уровню 2015-го). На второй позиции по объемам выручки закрепился финансовый консалтинг (20,7% совокупной выручки), на третьей — ИТ-консалтинг (16,2%).

Финансовый консалтинг — антилидер по динамике выручки: за год выручка от практики снизилась на 12,4% относительно уровня 2015 года. Второй с конца по динамике — ИТ-консалтинг (минус 2,9%). Производственный консалтинг, начавший набирать обороты в 2015-м, в прошлом году продолжил позитивный тренд: выручка от услуги увеличилась на 10,6%. Растет и налоговый консалтинг (плюс 4,4%).

Суд да дело

Лидерство юридической и налоговой практик закономерно. В периоды снижения деловой активности и, как следствие, сокращения доходов бюджета ужесточается налоговое администрирование, что выливается в существенные суммы доначисления налогов. Налогоплательщики борются за каждый рубль: основания для доначислений не всегда очевидны, а выручка и без того падает. Но в сложных спорах не всем по силам самостоятельно доказать правоту.

В 2016 году налоговый контроль ужесточился. Многие компании почувствовали пристальное внимание инспекций: производились значительные доначисления, было много судебных дел, рассказывает генеральный директор ООО «Счетный департамент» Дмитрий Суздалов. Так, распространенной практикой стало начисление физическим лицам, сдающим в аренду коммерческую недвижимость, налога на добавленную стоимость. Участились выездные проверки, по результатам которых вменялось искусственное дробление бизнеса, перевод сотрудников в статус ИП и пр. Ранее основной причиной претензий налоговой являлись недобросовестные контрагенты, но после внедрения автоматизированных систем таких случаев стало меньше, поэтому инспекции сфокусировались на других налоговых нарушениях в целях пополнения бюджета. Все это определило потребность компаний в налоговом консалтинге, делится наблюдениями Дмитрий Суздалов.

Вместе с тем спрос на простые виды услуг падает. Так, по мнению генерального директора ООО «ЭкоСофт» Виктора Тимошина, уменьшается потребность в решении типовых задач, таких как внедрение систем бухгалтерского учета. «Регистрация юридического лица тоже уже не пользуется таким спросом, как раньше, эту процедуру сейчас можно провести в электронном виде», — добавляет Дмитрий Суздалов.

 027_expert_ural_22.jpg
 028_expert_ural_22-1.jpg
 028_expert_ural_22-2.jpg
 028_expert_ural_22-3.jpg
 028_expert_ural_22.jpg

Многие участники исследования обращают внимание на изменение качества постановки задач перед консультантами и более высокие требования заказчиков к их исполнению. «Главным фактором, формирующим выручку в консалтинге, является способность консультанта предложить продукт, который “бьет” в потребность клиента», — называет правило успешного консультанта Алексей Пан.

Это заставляет консалтеров пересматривать свои стратегии: этим отрасль, по крайней мере, ее лучшие представители, и занимались в период экономического спада. Судя по опросу участников исследования, рынок переходит к жесткой специализации. По словам Дмитрия Суздалова, «Счетный департамент» сфокусировался на налоговом консалтинге, а именно — на построении безопасной налоговой структуры в компаниях, а также на налоговых спорах.

— «Либерти Маркетинг бюро» осталось в ключевом позиционировании — маркетинг для промышленных предприятий, но при этом расширило географию деятельности и перечень специализаций, — рассказывает о направлениях трансформации Ирина Лукина.

— Мы сократили штат, провели реорганизацию и начали специализироваться на одном продукте — подготовке и проведении стратегических сессий, тем самым сузив наше рыночное позиционирование. С нашей точки зрения, в будущем будет падать спрос на услуги, связанные с отдельными функциональными консалтинговыми продуктами (проведение исследования, составление бизнес-плана и проч.), и вырастет спрос на то, что связано с общим и стратегическим консалтингом. Кроме того, мы переработали внешнее «оперение» нашей компании (обновили сайт, провели серию собственных авторских мастер-классов), — подтверждает тренд изменений Алексей Пан.

В будущее участники нашего исследования смотрят довольно оптимистично.

— Начало 2016 года было тяжелым. Потенциальные заказчики не торопились начинать новые проекты. Во второй половине года ситуация изменилась в лучшую сторону, спрос на наши услуги заметно увеличился. В результате в конце 2016 года мы начали ряд новых проектов, что дало хорошие возможности для роста нашего бизнеса в 2017 году, — формулирует основу для позитива Виктор Тимошин.

Спрос на консалтинговые услуги обеспечат традиционные проблемы, сопровождающие выход экономики из длительного затяжного спада, — банкротства, корпоративные конфликты. Не оставят рынок без работы и налоговые органы.