Екатеринбургский завод «Уралкабель» (входит в холдинг «Кабельный альянс», объединяющий кабельные заводы УГМК) приобрел современное оборудование, которое расширит линейку обмоточных проводов за счет большей вариативности размеров получаемой алюминиевой проволоки. На этом же предприятии еще одна новая установка будет в ближайшее время смонтирована на линии по наложению бумажной изоляции — тяговое устройство гусеничного типа позволит производить широкоразмерные обмоточные провода.
Кабельный завод «Кабэкс» (Ревда, Свердловская область) наладил серийное производство хладопластичного кабеля, прокладка и эксплуатация которого возможны в условиях экстремально низких температур (до -45° С). Такой кабель на морозе сохраняет технические свойства, не трескается и не лопается.
На российском рынке кабельно-проводниковой продукции (КПП) второй год ощущается оживление, поэтому производители реализуют программы техперевооружения и расширения ассортимента предложения.
— Прошедший и текущий годы для отрасли стали поворотными, — считает начальник отдела стратегического маркетинга компании «Камский кабель» (Пермь) Николай Мицкевич. — Спад производства, продолжавшийся несколько лет, прекратился, и в отрасли стали расти объемы производства на 5 — 7%. Обусловлено это тем, что энергетики (наши основные потребители наряду со строительно-монтажными организациями и промышленными предприятиями) начали возобновлять инвестиционные программы, перешли от поддержания функционирования сетей к их обновлению и развитию. В энергетике ситуация с финансированием улучшается, потребности растут. Как и раньше, велики риски при работе со строительно-монтажными компаниями, вызванные неплатежами. Но значительных изменений в структуре спроса за последнее время не происходит, можно отметить сокращение числа мелких посредников.
— Основные отрасли потребления кабельно-проводниковой продукции остались прежними — нефтегазовая, горнорудная промышленность, энергетика. Год от года растет спрос на высокотехнологичные изделия с повышенными эксплуатационными характеристиками. К ним можно отнести, к примеру, огнестойкие кабели, кабели с пониженным дымо- и газовыделением (безгалогенные), — сообщил заместитель коммерческого директора холдинга «Кабельный альянс» Виталий Кабаков. — Структура спроса существенно не изменилась, единственное — выросла потребность в КПП у предприятий оборонно-промышленного комплекса. На мой взгляд, это объясняется глобальной модернизацией российского ОПК.
В тренде — ГОСТ
Эксперты отмечают важную тенденцию последнего года — спрос начал меняться в сторону качественного безопасного кабеля, произведенного в соответствии с европейскими нормами. Это стало своеобразной реакцией на то, что оборот фальсифицированной кабельно-проводниковой продукции на российском электротехническом рынке превратился в массовое явление. По экспертным оценкам, рынок фальсификата составляет 21% от общего объема кабельно-проводниковой продукции, реализуемой в России. Это около
43 млрд рублей в год. Серьезными проблемами стали получение конечным потребителем продукции, заявленные характеристики которой не соответствуют фактическим, распространение продукции с заведомо заниженными характеристиками, без необходимой маркировки и т.д. Такая ситуация наносит реальный вред всем участникам рынка КПП — потребителям, продавцам и дистрибьюторам, производителям. Она выводит дистрибьюторов и производителей за рамки правового поля. При этом использование некачественной продукции несет реальную угрозу жизни и безопасности людей, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций: сбоев в работе техники, пожаров, взрывов, в том числе с наступлением таких тяжких последствий, как гибель людей (подробнее см. «Кабель по-белому», «Э-У» № 45 от 07.11.2016).
— Основная тенденция сегодня — переход многих предприятий на производство продукции по ГОСТу. Это касается и соблюдения требований к диаметру жилы, толщине пластиката и используемому сырью, — отмечает совладелица кабельного завода «Кабэкс» Ольга Mусихина. — Немалую роль в этом, конечно, сыграл проект «Кабель без опасности» — общественная инициатива, которая исходит от производителей и продавцов кабельно-проводниковой продукции. Наше предприятие вошло в число компаний, подписавших совместное заявление об этике работы на электротехническом рынке РФ в сегменте кабельно-проводниковой продукции. Документ подписан 14 апреля 2016 года в Москве на совместном заседании производителей и дистрибьюторов КПП, организованном ассоциацией «Честная позиция» и ассоциацией «Электрокабель» при содействии Алюминиевой ассоциации России.
Заявление предусматривает отказ производителей от приема заказов на изготовление и поставки, а дистрибьюторов — на распространение продукции, не соответствующей техническим регламентам, с характеристиками, не соответствующими заявленным, без надлежащей маркировки. Проектом «Кабель без опасности» также предусмотрены мониторинг рынка и контрольные закупки КПП, которая попадает на прилавки магазинов. Образцы отдаются на испытания в аккредитованные лаборатории. Если факт нарушения подтверждается, то производителю или продавцу направляется общественное требование о его устранении. Часть компаний, дорожащих своей репутацией, идут на контакт, вносят коррективы в технологию производства, дорабатывают конструкцию кабеля. Другие — оставляют требование без ответа.
В таких случаях обращения общественников передаются в государственные надзорные органы — Росстандарт и Роспотребнадзор (если есть заявление от физлица).
Относительное улучшение ситуации отмечает и Виталий Кабаков:
— В 2017 году кабельный рынок в целом выглядит более здоровым. Благодаря реализации проекта «Кабель без опасности» удалось избавиться от большого количества фальсификата и контрафакта. Не все идеально, конечно, но изменения заметные.
Заграничное влияние
Вторая важная тенденция на российском рынке кабеля — снижение доли импорта. По данным Виталия Кабакова, около 20% кабельной продукции завозится из-за рубежа. В деньгах — это не менее 60 млрд рублей ежегодно:
— Мы все еще технологически сильно отстаем от Европы. Отчасти из-за дефицита в России современных машиностроительных предприятий. Но доля импорта кабелей и проводов постепенно сокращается, растет степень локализации производств. Яркий пример — автопром. Иностранные концерны за последние три-пять лет увеличили планы по локализации в России почти вдвое. Мы как производитель автопроводов стараемся соответствовать их требованиям. Масштабная модернизация, начавшаяся на всех заводах холдинга «Кабельный альянс», направлена как раз на расширение ассортимента данной продукции и повышение ее качества.
Помимо автопроводов с изоляцией из обычного пластиката «Уралкабель» производит автопровода с гибкой медной жилой и изоляцией из бессвинцового ПВХ пластиката, изготовленного по особой рецептуре. Такие провода, как правило,
используются в пожароопасных частях автомобиля и способны выдерживать температуру до +105 градусов. В месяц
завод выпускает в среднем 9 тыс. километров автопроводов. Его продукция задействована при сборке автомобилей производства АвтоВАЗа, НефАЗа, КамАЗа и других. На днях «Уралкабель» получил сертификат соответствия системы менеджмента качества международному автомобильному стандарту ISO TS 16949. Наличие сертификата позволяет заводу сотрудничать с крупнейшими изготовителям жгутов, которые поставляют свою продукцию иностранным автомобильным брендам. В первую очередь речь идет о производствах, локализованных на территории России. Кроме того, этот документ необходим для расширения взаимодействия с поставщиками комплектующих для отечественных автоконцернов.
Другой пример импортозамещения — упомянутый старт серийного производства кабельным заводом «Кабэкс» хладопластичного кабеля. Проект реализован в рамках федеральной программы импортозамещения в кабельной отрасли.
Николай Мицкевич отводит импорту кабеля меньшее место:
— Объем импорта в 2015 — 2016 годах оставался на одном уровне и составил 52 — 54 млрд рублей. При этом доля импорта сократилась с 11% до 8% преимущественно за счет реализации мероприятий по импортозамещению. Зарубежными поставщиками в нашу страну были Китай, Белоруссия, Германия, США, всего порядка 80 стран.
Но параллельно сокращается и экспорт российского кабеля, отмечает Николай Мицкевич:
— В рублевой оценке объем экспорта в 2015 и 2016 годах сокращался по 15 — 17% ежегодно. Одной из причин снижения явились европейские санкции, создавшие определенные сложности для отечественных поставщиков. Нашими традиционными внешнеторговыми партнерами являются Казахстан и Белоруссия, а также Украина, Индия, Эстония, Финляндия и другие. В целом около 130 стран мира во всех регионах.
— Экспорт кабельно-проводниковой продукции составляет 20 — 30 млрд рублей в год, — приводит свои данные Виталий Кабаков. — Если сравнивать в рублях, то он сохраняется на одном уровне. Но с учетом падения курса рубля экспорт за последние годы заметно сократился, процентов на 20 по сравнению с 2012 — 2013 годами. Это связано с падением объемов потребления — многие инвестпроекты были заморожены или свернуты. В основном мы поставляем кабели и провода в страны СНГ, где еще действуют постсоветские стандарты. Поставки же в дальнее зарубежье зачастую носят политический характер. Там другие требования, другие технологии. Да и себестоимость продукции получается высокая, за счет больших накладных расходов. Но мы работаем в этом направлении, есть страны, которые готовы с нами сотрудничать. В любом случае нужно, наверное, сначала импорт побороть, а потом уже экспорт активно развивать.
Ориентация на внутренний рынок
Российские производители КПП рассчитывают прежде всего на оживление экономической активности в собственной стране. Прогнозы на текущий год они напрямую связывают с развитием ситуации в отечественной промышленности в целом.
— Рынок гибко реагирует на объем инвестиций в российскую экономику, чем более привлекательна страна, тем больше выделяется средств на развитие и строительство в том числе. Рост рынка кабельной промышленности будет ровно в тех же показателях, в каких будет наблюдаться рост ВВП, — подчеркивает совладелец кабельного завода «Кабэкс» Сергей Тугучев.
Николай Мицкевич дает позитивный прогноз:
— Мы ожидаем, что по итогам 2017 года прирост объемов производства российских заводов составит примерно 5 — 7% к показателю прошлого года. Дополнительный положительный эффект может оказать запуск правительством мер поддержки экспорта в части субсидирования затрат на логистику и сертификацию.
— В текущем году сезон у кабельщиков начался на несколько месяцев раньше, чем в прошлом. Это связано с более ранним открытием строительного сезона — уже в апреле-мае мы наблюдали рост объемов заказов на кабельную продукцию для данной отрасли, — отмечает Виталий Кабаков. — По итогам 2017 года мы ожидаем прирост кабельного рынка на уровне не менее 7%. В прошлом году было 4 — 5%. До этого был сильный провал. Но все зависит от общего состояния экономики. Кабельная отрасль очень чутко и оперативно реагирует на изменения инвестклимата, она — своего рода индикатор экономики.