Трудности производительности

Артем Коваленко
14 октября 2019, 00:00

Программа производительности труда в России позволит компаниям нарастить компетенции бережливого производства и снизить издержки, но без масштабной модернизации основных фондов эффект будет неполным

Пермский край вошел в топ-5 регионов по реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», сообщили в министерстве экономического развития РФ. По словам замглавы Минэка Петра Засельского, список лидеров существенно зависит от того, когда территория вступила в программу: есть субъекты РФ, которые сделали это раньше. Например, в Прикамье проект реализуется с 2017 года (сначала в рамках приоритетного, с 2018-го в рамках национального проекта; недавно здесь назначен советник губернатора по реализации нацпроекта по производительности, им стал Сергей Никифоров, ранее занимавший должность советника по эффективности госуправления врио губернатора Севастополя). Здесь соглашения подписаны с 55 предприятиями, до конца года их количество увеличится до 69. Всего в России в программе участвуют более 600 компаний из 36 регионов. Предполагается, что через три-четыре года в проект будет вовлечено не менее 10 тыс. предприятий в 85 субъектах РФ. Цель — ускорение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт, торговля и строительство) до 5% в год к 2024 году против 1,4% в 2018 году. Это позволит нарастить ВВП на 3 трлн рублей. Как в регионах будут добиваться таких результатов?

Инструменты для рывка

Производительность труда к 2025 году должна повыситься с сегодняшних 25,4 доллара ВВП за час работы до 31,3. «По этому показателю Россия находится на уровне, который был достигнут странами G7 в 80-е годы прошлого века, мы занимаем скромную позицию между Бразилией и Кореей, — констатирует глава Счетной палаты Алексей Кудрин. — Даже в Турции выработка на одного человека в 1,5 раза больше, а у американцев — примерно в три раза». По его мнению, вопрос повышения производительности труда необходимо решать системными мерами.

Президент «Деловой России», председатель совета директоров ГК «Р-Фарм» Алексей Репик согласен:

— В первую очередь необходимы системные меры — по снижению административных барьеров, по отмене избыточного регулирования. Правительству нужно бизнес слушать и слышать.

— Производительность труда в России отстает от соответствующих показателей в развитых и развивающихся странах мира в 2 — 2,5 раза, — анализирует заместитель генерального директора Фонда технологического развития промышленности Свердловской области Александр Казаков. — Не решив эту проблему, невозможно выполнить амбициозную задачу попадания в пятерку ведущих экономик мира. Главный принцип повышения производительности труда — снижение издержек, улучшение качества товаров, что позволяет успешно конкурировать на рынке и максимизирует прибыль.

Эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев к основным инструментам повышения производительности труда причисляет технологическое переоснащение (замену труда капиталом), интенсификацию труда и повышение эффективности организации производства:

— Модернизация, внедрение новых технологий, цифровизация и автоматизация позволяют производить большее количество продукции меньшим количеством работников, что сразу дает ощутимый эффект. Материальное стимулирование и административные меры, стимулирующие работников выполнять большее количество работы за то же или меньшее время, также действуют в этом направлении.

И, наконец, совершенствование организации производства, оптимизация управленческих процессов, сокращают непроизводительные простои из-за ремонта оборудования или плохо согласованных этапов производства, а также устраняют дублирование функций и т.п.

По мнению директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, самая главная проблема, которая стоит на пути инициаторов нацпроекта, — существенный износ оборудования: «Лидеры по износу основных фондов (до 50% мощностей нуждаются в обновлении) — промышленность, здравоохранение, транспорт».

 По данным ВШЭ, лишь около 10% российских промпредприятий вкладываются в обновление производства, а, например, в Германии — 60%. Физическое и моральное устаревание оборудования — системная проблема российской промышленности. «Для обновления нужны средства. Плюс организационная перестройка и мероприятия по повышению квалификации. И тут возникает вопрос об окупаемости инвестиций», — подчеркивают исследователи.

— Вместе с Минэкономразвития России мы разрабатываем ту формулу, которая максимально четко отражала бы влияние нацпроекта на экономику России в целом. В проект инвестировано около 60 млрд рублей. Если 70% компаний-участников проекта, а это около 7 тыс. предприятий, достигнут роста производительности труда на 30% за три года, это принесет дополнительно около 3 трлн рублей ВВП. Окупаемость нацпроекта очевидна, — утверждает генеральный директор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК, оператор нацпроекта) Николай Соломон.

По данным ФЦК, участниками программы могут стать предприятия с годовой выручкой от 0,4 до 30 млрд рублей. При оптимизации производственных процессов они смогут воспользоваться поддержкой экспертов в сфере производительности труда. «Благодаря развитию проектного управления, наращиванию квалификации персонала, сокращению издержек и выстраиванию грамотной логистики, положительный эффект виден практически моментально, — обещает Николай Соломон. — Повышается качество продукции, улучшаются условия труда, растут выручка и зарплата».

Нацпроектом также предусмотрена поддержка в виде льготного займа федерального Фонда развития промышленности от 50 до 300 млн рублей под 1% годовых сроком на пять лет. Еще один инструмент — содействие в развитии экспортного потенциала. Федеральные и региональные власти анонсировали готовность способствовать компаниям при выходе на экспортные рынки.

Половина — обучение… 

В первый год к участию в нацпроекте были привлечены компании в 16 пилотных регионах. Они начали с аудита финансово-хозяйственной деятельности, внедрения модели бережливого производства для устранения всех видов потерь. Сейчас прирост производительности труда на предприятиях в среднем оценивается в 6 — 9%, через два года он должен увеличиться до 15%. «Цифры понятные и достижимые, — оценивает планируемые показатели директор, постоянный представитель Группы Всемирного банка в РФ, Европе и Центральной Азии Андраш Хорваи. — Если компания переходит на более современные технологии управления, это уже улучшает внутренние показатели на 40%».

В одном из лидеров внедрения технологий бережливого производства — Пермском крае — в процесс повышения производительности труда включились ведущие компании региона: Метафракс, Сибур-Химпром, Уралбумага, «Свеза Уральский», Лысьвенский металлургический завод, Протон-ПМ, Сода-Хлорат, Медисорб, Краснокамский ремонтно-механический завод и т.д. В пример часто приводят комбинат «Свеза» в Уральском, на котором инструменты бережливого производства применяются с 2016 года, и внедрение новых принципов позволило достичь ежегодного роста производительности труда на 12%, за три года коэффициент расхода сырья снизился на 4,6%, количество брака сократилось на 21%. В 2019 году на модернизацию производства комбината будет направлено 2,8 млрд рублей. Другой пример — Уралбумага, где благодаря проекту средняя зарплата выросла на 8%. В среднем производительность труда у участников проекта в Пермском крае поднялась от 8 до 23%.

В 2019 году на реализацию нацпроекта власти направили 240 млн рублей, из них 235 миллионов — из федерального бюджета.

— К 2024 году число предприятий должно увеличиться до 140. За 2,5 года начала формироваться корпоративная культура, потому что половина составляющей проекта — это обучение. С одной стороны, успешно работают консалтинговые центры, многие из которых пермские. С другой — ряд вузов начинают восстанавливать кафедры по производительности труда. За два года у нас обучилось более 11 тыс. человек, — комментирует губернатор Пермского края Максим Решетников. — Программы сформированы исходя из запросов предприятий: они связаны с производительностью труда, автоматизацией и правильной организацией производства. Эта культура имеет шанс закрепиться. Это не удел единичных энтузиастов на предприятии, это более масштабная работа. В этом плане проект можно назвать состоявшимся, дальше уже тиражирование. Надо следить, чтобы это все окрепло, тогда масштабы можно будет увеличивать.

— Производительность труда определяется целым комплексом условий, прежде всего уровнем технологий, включая организационные (управленческие), не последнее место занимает нормативная база. Если предприятие принимает решение о необходимости роста производительности труда, если есть добрая воля руководства и коллектива, все технические проблемы превращаются в задачи и решаются, — поясняет директор Центра развития инженерного образования Уральского федерального университета Ирина Шолина. — Образовательные организации имеют спектры программ, технологии обучения сегодня очень гибкие, и мы готовы прореагировать на любой запрос, выявить потребность в обучении, сделать пакет предложений по формированию тех или иных компетенций и реализовать обучение (переподготовку). УрФУ готов предложить спектр модулей (программ), которые затрагивают проблему (задачу) повышения производительности труда на конкретном предприятии.

… вторая половина — оптимизация

Один из последних участников, присоединившихся к проекту в Пермском крае, — Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ). Программа рассчитана на три года и будет выполнена на направлении внутризаводской логистики, учета сырья и готовой продукции. По условиям соглашения, одним из первых этапов станет приглашение на производственную площадку УЗПМ экспертов федерального и международного уровней. Они проанализируют существующие бизнес-процессы и выдадут рекомендации. На предприятии планируют минимизировать потери, связанные с простоем оборудования, оптимизировать складские площади, определить пути дальнейшего развития.

По словам генерального директора УЗПМ Дмитрия Пылёва, бережливое производство формирует новую культуру: «Предприятие развивается — увеличиваются мощности, продуктовая линейка, расширяется география поставок. При масштабировании этих процессов важно рационально использовать ресурсы. Реализация программы повышения производительности труда позволит оптимизировать производственные процессы, снизить затраты и материальные потери».

В УЗПМ отметили, что в ходе реализации программы за три года производительность труда планируется повысить на 29,8%. Согласно предварительным внутрикорпоративным расчетам, это позволит увеличить выработку на пилотной линии с 880 до 1150 тонн на человека в год.

В Прикамье скоро также появится Центр компетенций Mitsubishi. Соглашение будет подписано в октябре и предполагает поставку оборудования и программного обеспечения, техподдержку, реализацию программ повышения квалификации сотрудников промпредприятий. Бизнес ждет японскую компанию: «Ресурсы оптимизации быстро исчерпают себя, нам не хватает технологий, чтобы расширять присутствие на рынках».

В Удмуртии одной из первых инструменты бережливого производства стала внедрять компания «Новый дом», выпускающая лакокрасочную продукцию. «На предприятии сэкономили десятки миллионов оборотных средств. И это только на расчист­ке объемов незавершенного производства, сырья и готовой продукции. Как мы говорим, это “низко висящие фрукты”. А дальше нужно сокращать долю ручного труда, оптимизировать его и сделать процессы более эффективными. Всего в программу войдут 77 республиканских предприятий, — уточнил Николай Соломон. — ФЦК сопровождает 16 предприятий, остальные будут сопровождать эксперты Регионального центра компетенций. Республика одной из первых в стране создала региональный центр, зная, что он станет мощным ресурсом для продвижения проекта».

В Свердловской области — более 30 участников (до конца года не менее 41, а до конца проекта — 308), обучено более 5,6 тыс. человек. ФЦК разработал «образцовую модель» производительности труда, которая внедряется, например, на Рефтинской птицефабрике. На протяжении полугода эксперты ФЦК занимались оптимизацией потока изготовления и упаковки полуфабрикатов из мяса цыплят-бройлеров. Удалось сократить время протекания процесса, выработка на человека увеличилась в два с лишним раза.

В Башкирии в нацпроекте участвуют 36 компаний. В планах увеличить это количество до 50. Один из участников — «Синтез-Каучук», единственный в России производитель изопренового каучука на неодимовой каталитической системе, — самостоятельно занимается внедрением бережливого производства с 2016 года. За счет новых инструментов количество претензий от потребителя снизилось в 2018 году на 18%. Другое предприятие в РБ, многопрофильное производственное объединение легкой и текстильной промышленности «Искож», за счет оптимизации бизнес-процессов и логистики, устранения потерь увеличило производительность труда вдвое.

— Регионам при решении задачи повышения производительности труда важно помнить, что главным фактором, сдерживающим ее выполнение, является сознательно поддерживаемый низкий уровень безработицы, — резюмирует Алексей Калачев. — Высокая занятость населения, в немалой степени формальная, с низкими зарплатами, будучи неверно интерпретированной социальной функцией государства, серьезно тормозит общую производительность. Негативно сказывается также занятость значительной части трудоспособного населения и вовсе в непроизводительных сферах деятельности, например, в административном аппарате, в охране имущества и правопорядка, в силовых структурах. По сути, главный механизм, который сегодня работает в РФ, это технологическое развитие, автоматизация и цифровизация производственных процессов.