Программа производительности труда в России позволит компаниям нарастить компетенции бережливого производства и снизить издержки, но без масштабной модернизации основных фондов эффект будет неполным
Читайте Monocle.ru в
Пермский край вошел в топ-5 регионов по реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», сообщили в министерстве экономического развития РФ. По словам замглавы Минэка Петра Засельского, список лидеров существенно зависит от того, когда территория вступила в программу: есть субъекты РФ, которые сделали это раньше. Например, в Прикамье проект реализуется с 2017 года (сначала в рамках приоритетного, с 2018-го в рамках национального проекта; недавно здесь назначен советник губернатора по реализации нацпроекта по производительности, им стал Сергей Никифоров, ранее занимавший должность советника по эффективности госуправления врио губернатора Севастополя). Здесь соглашения подписаны с 55 предприятиями, до конца года их количество увеличится до 69. Всего в России в программе участвуют более 600 компаний из 36 регионов. Предполагается, что через три-четыре года в проект будет вовлечено не менее 10 тыс. предприятий в 85 субъектах РФ. Цель — ускорение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт, торговля и строительство) до 5% в год к 2024 году против 1,4% в 2018 году. Это позволит нарастить ВВП на 3 трлн рублей. Как в регионах будут добиваться таких результатов?
Инструменты для рывка
Производительность труда к 2025 году должна повыситься с сегодняшних 25,4 доллара ВВП за час работы до 31,3. «По этому показателю Россия находится на уровне, который был достигнут странами G7 в 80-е годы прошлого века, мы занимаем скромную позицию между Бразилией и Кореей, — констатирует глава Счетной палаты Алексей Кудрин. — Даже в Турции выработка на одного человека в 1,5 раза больше, а у американцев — примерно в три раза». По его мнению, вопрос повышения производительности труда необходимо решать системными мерами.
Президент «Деловой России», председатель совета директоров ГК «Р-Фарм» Алексей Репик согласен:
— В первую очередь необходимы системные меры — по снижению административных барьеров, по отмене избыточного регулирования. Правительству нужно бизнес слушать и слышать.
— Производительность труда в России отстает от соответствующих показателей в развитых и развивающихся странах мира в 2 — 2,5 раза, — анализирует заместитель генерального директора Фонда технологического развития промышленности Свердловской области Александр Казаков. — Не решив эту проблему, невозможно выполнить амбициозную задачу попадания в пятерку ведущих экономик мира. Главный принцип повышения производительности труда — снижение издержек, улучшение качества товаров, что позволяет успешно конкурировать на рынке и максимизирует прибыль.
Эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев к основным инструментам повышения производительности труда причисляет технологическое переоснащение (замену труда капиталом), интенсификацию труда и повышение эффективности организации производства:
— Модернизация, внедрение новых технологий, цифровизация и автоматизация позволяют производить большее количество продукции меньшим количеством работников, что сразу дает ощутимый эффект. Материальное стимулирование и административные меры, стимулирующие работников выполнять большее количество работы за то же или меньшее время, также действуют в этом направлении.
И, наконец, совершенствование организации производства, оптимизация управленческих процессов, сокращают непроизводительные простои из-за ремонта оборудования или плохо согласованных этапов производства, а также устраняют дублирование функций и т.п.
По мнению директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, самая главная проблема, которая стоит на пути инициаторов нацпроекта, — существенный износ оборудования: «Лидеры по износу основных фондов (до 50% мощностей нуждаются в обновлении) — промышленность, здравоохранение, транспорт».
По данным ВШЭ, лишь около 10% российских промпредприятий вкладываются в обновление производства, а, например, в Германии — 60%. Физическое и моральное устаревание оборудования — системная проблема российской промышленности. «Для обновления нужны средства. Плюс организационная перестройка и мероприятия по повышению квалификации. И тут возникает вопрос об окупаемости инвестиций», — подчеркивают исследователи.
— Вместе с Минэкономразвития России мы разрабатываем ту формулу, которая максимально четко отражала бы влияние нацпроекта на экономику России в целом. В проект инвестировано около 60 млрд рублей. Если 70% компаний-участников проекта, а это около 7 тыс. предприятий, достигнут роста производительности труда на 30% за три года, это принесет дополнительно около 3 трлн рублей ВВП. Окупаемость нацпроекта очевидна, — утверждает генеральный директор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК, оператор нацпроекта) Николай Соломон.
По данным ФЦК, участниками программы могут стать предприятия с годовой выручкой от 0,4 до 30 млрд рублей. При оптимизации производственных процессов они смогут воспользоваться поддержкой экспертов в сфере производительности труда. «Благодаря развитию проектного управления, наращиванию квалификации персонала, сокращению издержек и выстраиванию грамотной логистики, положительный эффект виден практически моментально, — обещает Николай Соломон. — Повышается качество продукции, улучшаются условия труда, растут выручка и зарплата».
Нацпроектом также предусмотрена поддержка в виде льготного займа федерального Фонда развития промышленности от 50 до 300 млн рублей под 1% годовых сроком на пять лет. Еще один инструмент — содействие в развитии экспортного потенциала. Федеральные и региональные власти анонсировали готовность способствовать компаниям при выходе на экспортные рынки.
Половина — обучение…
В первый год к участию в нацпроекте были привлечены компании в 16 пилотных регионах. Они начали с аудита финансово-хозяйственной деятельности, внедрения модели бережливого производства для устранения всех видов потерь. Сейчас прирост производительности труда на предприятиях в среднем оценивается в 6 — 9%, через два года он должен увеличиться до 15%. «Цифры понятные и достижимые, — оценивает планируемые показатели директор, постоянный представитель Группы Всемирного банка в РФ, Европе и Центральной Азии Андраш Хорваи. — Если компания переходит на более современные технологии управления, это уже улучшает внутренние показатели на 40%».
В одном из лидеров внедрения технологий бережливого производства — Пермском крае — в процесс повышения производительности труда включились ведущие компании региона: Метафракс, Сибур-Химпром, Уралбумага, «Свеза Уральский», Лысьвенский металлургический завод, Протон-ПМ, Сода-Хлорат, Медисорб, Краснокамский ремонтно-механический завод и т.д. В пример часто приводят комбинат «Свеза» в Уральском, на котором инструменты бережливого производства применяются с 2016 года, и внедрение новых принципов позволило достичь ежегодного роста производительности труда на 12%, за три года коэффициент расхода сырья снизился на 4,6%, количество брака сократилось на 21%. В 2019 году на модернизацию производства комбината будет направлено 2,8 млрд рублей. Другой пример — Уралбумага, где благодаря проекту средняя зарплата выросла на 8%. В среднем производительность труда у участников проекта в Пермском крае поднялась от 8 до 23%.
В 2019 году на реализацию нацпроекта власти направили 240 млн рублей, из них 235 миллионов — из федерального бюджета.
— К 2024 году число предприятий должно увеличиться до 140. За 2,5 года начала формироваться корпоративная культура, потому что половина составляющей проекта — это обучение. С одной стороны, успешно работают консалтинговые центры, многие из которых пермские. С другой — ряд вузов начинают восстанавливать кафедры по производительности труда. За два года у нас обучилось более 11 тыс. человек, — комментирует губернатор Пермского края Максим Решетников. — Программы сформированы исходя из запросов предприятий: они связаны с производительностью труда, автоматизацией и правильной организацией производства. Эта культура имеет шанс закрепиться. Это не удел единичных энтузиастов на предприятии, это более масштабная работа. В этом плане проект можно назвать состоявшимся, дальше уже тиражирование. Надо следить, чтобы это все окрепло, тогда масштабы можно будет увеличивать.
— Производительность труда определяется целым комплексом условий, прежде всего уровнем технологий, включая организационные (управленческие), не последнее место занимает нормативная база. Если предприятие принимает решение о необходимости роста производительности труда, если есть добрая воля руководства и коллектива, все технические проблемы превращаются в задачи и решаются, — поясняет директор Центра развития инженерного образования Уральского федерального университета Ирина Шолина. — Образовательные организации имеют спектры программ, технологии обучения сегодня очень гибкие, и мы готовы прореагировать на любой запрос, выявить потребность в обучении, сделать пакет предложений по формированию тех или иных компетенций и реализовать обучение (переподготовку). УрФУ готов предложить спектр модулей (программ), которые затрагивают проблему (задачу) повышения производительности труда на конкретном предприятии.
… вторая половина — оптимизация
Один из последних участников, присоединившихся к проекту в Пермском крае, — Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ). Программа рассчитана на три года и будет выполнена на направлении внутризаводской логистики, учета сырья и готовой продукции. По условиям соглашения, одним из первых этапов станет приглашение на производственную площадку УЗПМ экспертов федерального и международного уровней. Они проанализируют существующие бизнес-процессы и выдадут рекомендации. На предприятии планируют минимизировать потери, связанные с простоем оборудования, оптимизировать складские площади, определить пути дальнейшего развития.
По словам генерального директора УЗПМ Дмитрия Пылёва, бережливое производство формирует новую культуру: «Предприятие развивается — увеличиваются мощности, продуктовая линейка, расширяется география поставок. При масштабировании этих процессов важно рационально использовать ресурсы. Реализация программы повышения производительности труда позволит оптимизировать производственные процессы, снизить затраты и материальные потери».
В УЗПМ отметили, что в ходе реализации программы за три года производительность труда планируется повысить на 29,8%. Согласно предварительным внутрикорпоративным расчетам, это позволит увеличить выработку на пилотной линии с 880 до 1150 тонн на человека в год.
В Прикамье скоро также появится Центр компетенций Mitsubishi. Соглашение будет подписано в октябре и предполагает поставку оборудования и программного обеспечения, техподдержку, реализацию программ повышения квалификации сотрудников промпредприятий. Бизнес ждет японскую компанию: «Ресурсы оптимизации быстро исчерпают себя, нам не хватает технологий, чтобы расширять присутствие на рынках».
В Удмуртии одной из первых инструменты бережливого производства стала внедрять компания «Новый дом», выпускающая лакокрасочную продукцию. «На предприятии сэкономили десятки миллионов оборотных средств. И это только на расчистке объемов незавершенного производства, сырья и готовой продукции. Как мы говорим, это “низко висящие фрукты”. А дальше нужно сокращать долю ручного труда, оптимизировать его и сделать процессы более эффективными. Всего в программу войдут 77 республиканских предприятий, — уточнил Николай Соломон. — ФЦК сопровождает 16 предприятий, остальные будут сопровождать эксперты Регионального центра компетенций. Республика одной из первых в стране создала региональный центр, зная, что он станет мощным ресурсом для продвижения проекта».
В Свердловской области — более 30 участников (до конца года не менее 41, а до конца проекта — 308), обучено более 5,6 тыс. человек. ФЦК разработал «образцовую модель» производительности труда, которая внедряется, например, на Рефтинской птицефабрике. На протяжении полугода эксперты ФЦК занимались оптимизацией потока изготовления и упаковки полуфабрикатов из мяса цыплят-бройлеров. Удалось сократить время протекания процесса, выработка на человека увеличилась в два с лишним раза.
В Башкирии в нацпроекте участвуют 36 компаний. В планах увеличить это количество до 50. Один из участников — «Синтез-Каучук», единственный в России производитель изопренового каучука на неодимовой каталитической системе, — самостоятельно занимается внедрением бережливого производства с 2016 года. За счет новых инструментов количество претензий от потребителя снизилось в 2018 году на 18%. Другое предприятие в РБ, многопрофильное производственное объединение легкой и текстильной промышленности «Искож», за счет оптимизации бизнес-процессов и логистики, устранения потерь увеличило производительность труда вдвое.
— Регионам при решении задачи повышения производительности труда важно помнить, что главным фактором, сдерживающим ее выполнение, является сознательно поддерживаемый низкий уровень безработицы, — резюмирует Алексей Калачев. — Высокая занятость населения, в немалой степени формальная, с низкими зарплатами, будучи неверно интерпретированной социальной функцией государства, серьезно тормозит общую производительность. Негативно сказывается также занятость значительной части трудоспособного населения и вовсе в непроизводительных сферах деятельности, например, в административном аппарате, в охране имущества и правопорядка, в силовых структурах. По сути, главный механизм, который сегодня работает в РФ, это технологическое развитие, автоматизация и цифровизация производственных процессов.
Заканчивается очередной цикл развития жилищного рынка, главными элементами которого стали отмена долевого строительства и введение системы эскроу-счетов для девелоперских проектов, разворачивание программ льготной ипотеки и завершение нацпроекта «Жилье». Результаты неоднозначны. Главной цели нацпроекта — выхода на строительство 120 млн кв. м жилья в год — добиться не удалось. Ставка на доминантное развитие ипотеки привела к формированию дисбалансов: жилье подорожало вдвое, его доступность резко снизилась. Вдобавок модель стала слишком обременительной для бюджета: только в 2025 году на субсидирование ипотечных кредитов государству придется потратить астрономическую сумму — 2 трлн рублей.
Как выбираться из кризиса и что станет задачей следующего этапа жилищной политики обсуждаем вместе с обозревателем «Монокля» Алексеем Щукиным.
0.00 Вступление
02.51 Почему реформа жилищного рынка не удалась
08.30 Сильно ли жилищное лобби
13.30 Кто пролоббировал семейную ипотеку
19.45 Как посчитать себестоимость квадратного метра
26.51 Почему цены на жильё продолжают рост
33.15 Улучшилось ли качество жилья
37.30 Есть ли спасение от высотной застройки
50.00 Отказ от собственности в пользу аренды
59.30 Альтернативные решения для жилищного рынка