В апреле этого года на фоне жестких ограничений метизная отрасль сократила объемы реализации на 20% к уровню апреля 2019 года, в мае — на 16%. Такие данные привел генеральный директор ассоциации «Промметиз» Борис Яранцев на онлайн-конференции «Качественный крепеж — надежность машин и металлоконструкций», организованной «Промметизом» и журналом «Металлоснабжение и сбыт».
Кризис спроса
Проседание, впрочем, началось еще год назад. С 2015 года реализация метизных изделий ежегодно увеличивалась темпами минимум 9%, в 2019 году прирост составил только 1%.
— С конца 2018 года потребитель начал голосовать за более дешевый, но менее технологичный продукт, а производитель стал жертвовать ценой ради сохранения объемов. Таким образом, стагнация сменилась явными признаками кризиса спроса, — объясняет Борис Яранцев.
Вклад в динамику, по его данным, вносит и сокращение объемов экспорта: «На рост российского экспорта на 40% в 2018 году Евросоюз отреагировал протекционистскими мерами, установив квоты на проволоку, что резко ограничило возможности экспортеров».
При этом на внутреннем рынке ощущается давление импорта. По оценкам старшего менеджера управления перспективного развития и технического перевооружения ММК-Метиз Марины Холоповой, в сегменте самонарезающих винтов доля импорта составляет 73%, шурупов и винтов — 93%, болтов машиностроительных — 44%, гаек машиностроительных — 58%, шайб — 81%.
Борис Яранцев не склонен объяснять это исключительно демпингом иностранных поставщиков:
— Средняя контрактная цена импорта увеличивается, это показывает, что в основном импортируется качественная продукция широкого передела, которую нашим производителям еще предстоит освоить. Обычно мы обращаем внимание только на китайских партнеров, которые в 2019 году увеличили поставки метизных изделий на 10%, между тем Евросоюз, несмотря на санкции, увеличил импорт в полтора раза.
В крепких руках
О том, что эти тенденции переломить можно, говорит динамика показателей крепежного сегмента. По итогам прошлого года реализация крепежных изделий выросла на 6% и оставалась в положительной зоне даже в период жестких ограничений: в апреле этого года рост составил 14% в годовом исчислении, в мае — 7%, объем производства по итогам четырех месяцев вырос на 4%. При этом импорт на рынке крепежных изделий за эти месяцы сократился на 26%. Объемы экспорта сегмента в абсолютном выражении невелики, но динамика вполне достойная — около 10% в квартал. Борис Яранцев считает, что это результат вовремя введенных протекционистских мер:
— В 2011 году нам удалось добиться введения защитных пошлин в отношении метрического крепежа, а также в соответствии с указом президента о специальных экономических мерах в отношении Украины включить метизную продукцию в перечень товаров, запрещенных к ввозу.
Второй фактор — реализация инвестиционных программ модернизации мощностей крепежного производства. Эти программы есть почти у всех производителей. Так, ММК-Метиз ведет проект оптимизации производств со значительными изменениями в крепежном сегменте, Северсталь-Метиз на площадке Орловского сталепрокатного завода модернизировала крепежное производство и планирует стать первой компанией, организовавшей массовое производство шпилек, НЛМК-Метиз установил новое современное оборудование (см. «На полную мощность»), Белебеевский завод «Автонормаль» модернизировал термическое производство, освоил авиационный крепеж и успешно конкурирует с импортерами в автомобильном сегменте.
Однако дефицит по отдельным видам крепежных изделий ощущается. По мнению ведущего научного сотрудника научно-исследовательского института в области автомобильной теории и технологии ФГУП
НАМИ Юрия Лавриненко, в РФ требуется создание дополнительных мощностей для производства изделий в объеме не менее 200 тыс. тонн метрического крепежа с одновременным расширением продуктовой линейки:
— Чтобы рынок крепежа соответствовал мировым стандартам, при разработке проектов новых производств необходимо выбирать современные кузнечнопрессовые машины, имеющие наивысшую эффективность по показателям энергопотребления, производительности, наименьшему времени переналадки и настройки.
Кроме того, развитие сегмента связано с совершенствованием нормативной базы: назрела необходимость разработки новых ГОСТов.
Потенциал для роста участники рынка видят и в изменении государственного вектора импортозамещения. Одним из ключевых потребителей крепежных изделий является автомобильная промышленность, но доля отечественных производителей в сегменте автомобильного крепежа не превышает 30%, основная масса крепежа в сборочных узлах и пружин для автопрома и машиностроения поступает из Китая, Индии и
Европы, говорит директор БелЗАН-Мет Алексей Сорокин:
— Утвержденная правительством России программа импортозамещения по автопрому ориентирована на дорогие узлы и компоненты, по остальным позициям локализация идет крайне медленно, хотя для производства комплектующих у нас есть все — сырье, технологии, обученные люди. Мы считаем, что причина — в нежелании зарубежных владельцев автомобильных заводов создавать дополнительные производственные мощности в Российской Федерации.