— «Цифровая песочница» «Яндекса» — это первый реальный шаг к коммерческому внедрению роботакси в России. Москва станет первой столицей в Европе и второй в мире после Пекина, где заработает сервис беспилотного такси, — прокомментировал директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Антон Замков. — При этом работа «Яндекса» делает возможным и упрощает реализацию других перспективных инициатив. Например, отталкиваясь от опыта проработки этого экспериментального правового режима, Минтранс России совместно с целым рядом компаний сможет быстрее подготовить заявку по проекту «Беспилотные логистические коридоры», чтобы автономные грузовики смогли уже в следующем году тестироваться на трассе М-11 «Нева».
Эксперты сошлись на том, что беспилотные автомобили не должны сильно отличаться от других автомобилей, чтобы другие водители воспринимали их как таких же участников дорожного движения, и вели себя рядом с ними привычным образом. В программе «Яндекса» описан порядок действий оператора и самого беспилотника в случае ДТП. По мере прохождения московского эксперимента выработанные алгоритмы будут впоследствии стандартизированы и применены в качестве поправок в действующее законодательство.
Как воспользоваться услугой
Запуск беспилотного такси в Москве будет происходить поэтапно и для начала оно будет доступно только по заявкам. Чтобы стать участником эксперимента, будет необходимо заполнить соответствующую заявку на сайте «Яндекса». Со временем программа тестирования будет расширяться. В компании рассчитывают, что в обозримом будущем вызвать роботакси можно будет через обычное мобильное приложение «Яндекс Go»: пользователь сам будет принимать решение о том, чтобы воспользоваться беспилотником, а сервис — знакомить пользователей с правилами участия в эксперименте.
Интересно, что при использовании беспилотных автомобилей в сервисе такси пассажирам будет доступен специальный экран, на котором они смогут наблюдать, как машина видит окружающую дорожную обстановку: определяет свое местоположение, распознает других участников движения, строит траекторию и планирует маневры. До недавнего времени, по российскому законодательству, за рулем машины под управлением автопилота все равно должен был сидеть человек. Однако в 2021 году вступил в силу закон, который снимает это ограничение. «Благодаря этому беспилотные автомобили “Яндекса” смогут ездить без водителя за рулем и использоваться в качестве такси в пределах определенной территории», — объяснили в компании.