Около 1 млрд рублей выделило правительство Челябинской области на меры по поддержке стабильной работы регионального промышленного комплекса в условиях санкций. «В первую очередь средства направляются на форсирование на Южном Урале процессов импортозамещения. Регион часто становится своеобразным локомотивом в самых разных сферах промышленности», — уточнили в Фонде развития промышленности (ФРП) Челябинской области. В марте здесь был запущен один из первых в стране Региональный центр импортозамещения (РЦИ). Его специалисты обрабатывают заявки как производителей аналогов импортной продукции, так и предприятий, которые в них нуждаются.
— РЦИ — это интегратор, который должен объединить малый, средний и крупный бизнес, всем найдется своя ниша. В регионе накоплены по-настоящему сильные компетенции в традиционных промышленных отраслях — металлургии, металлообработке, производстве стройматериалов, машиностроении, — объясняет губернатор Алексей Текслер. — Важно уходить от зависимости в импортных комплектующих, оборудования, сырья в этих отраслях. И мы активно этим занимаемся.
— Центр получил уже более 300 заявок от производителей и около 250 — от заказчиков продукции. Наша задача — их «поженить», помочь им найти друг друга. Регионы очень активно обмениваются базами данных. Если аналогов той или иной продукции в России нет, подключаются эксперты ФРП, инжинирингового центра. Они помогают подобрать необходимые меры поддержки для тех, кто хочет наладить ее выпуск, — рассказала первый замминистра экономического развития области Ирина Акбашева.
Как в одном из ключевых промышленных регионов России работает модель импортозамещения и каким челябинским предприятиям удалось добиться максимального успеха?
Новые возможности
Регион стал пилотной площадкой для нескольких важных инициатив. Во-первых, обсуждается создание в Челябинской области специализированного промышленного кластера подъемно-транспортного оборудования. Предприятия, которые будут в него включены, получат доступ к целому ряду инструментов господдержки, включая возможность инвестиционного налогового вычета и получение льготных займов по региональной программе ФРП «Кластеры» по упрощенной схеме под 1% годовых. Плюс компенсируются затраты на совместные кластерные проекты до 300 млн рублей, затраты на техническое перевооружение производств, приобретенное оборудование. Управлять кластером будет областной ФРП. Это позволит сбалансировать интересы всех его участников, выстраивать стратегию не вокруг одного потребителя, который диктует свои условия, а способствовать развитию всей отрасли.
Во-вторых, в области на базе механоремонтного комплекса ММК формируется центр реинжиниринга специализированных агрегатов для металлургии. «С уходом с российского рынка SMS, Danieli и других европейских брендов перед отечественной промышленностью, в том числе металлургической отраслью, встал вопрос комплектации заводов и комбинатов большими специализированными агрегатами, их обслуживания и ремонта. У нас вполне хватает компетенций и научных, и производственных, чтобы его закрыть», — уверены в челябинском Минпроме.
В-третьих, в процессы импортозамещения активно включена наука. «Сегодняшняя ситуация — это новые возможности для развития промышленности, научного потенциала. Мы при желании можем сделать буквально всё. Я убежден, что успехи в развитии региона будут напрямую связаны с успехами в науке, — подчеркнул Алексей Текслер. — Задача, которая перед нами стоит, — придать динамику процессам взаимодействия с реальным сектором экономики. В первую очередь речь идет о поддержке импортозамещения. Нам нужны реальные результаты, чтобы проекты помогали улучшать качество, давали дополнительную стоимость, развивали и науку, и образование, и, конечно, промышленные предприятия».
Напомним, в Уральском научно-образовательном центре мирового уровня Челябинскую область представляют 18 ведущих организаций — это 15 предприятий и более тысячи специалистов из трех университетов. В их «портфеле» 17 проектов, в том числе три ключевых — прорывной проект уникальной двигательной системы полностью возвращаемой ракеты; арктический автобус; разработка систем управления комплексным транзисторным преобразователем частоты широкой номенклатуры для повышения эффективности энергетических систем.
С китайских на отечественные
— Несмотря на сильнейшее давление, которому подвергается экономика, данные Росстата показывают, что и сейчас наблюдается небольшой рост промышленного производства. Однако мы должны отдавать себе отчет, что на отдельные отрасли и предприятия ситуация влияет не лучшим образом. Поэтому для нас импортозамещение — не самоцель, а в первую очередь конкретная работа, связанная с поддержкой отраслей, для которых санкции наиболее болезненны, — обозначил позицию региона глава челябинского Минпрома Павел Рыжий. — Машиностроители и металлурги, например, сегодня вынуждены искать, где закупить сырье и комплектующие, решать проблемы транспортировки. И нам крайне важно понять, в каких мерах поддержки предприятия нуждаются больше всего, чтобы продолжать выпускать продукцию и выполнять запланированные инвестпрограммы.
В списке региональных предприятий, которые реализуют импортозамещающие проекты, машиностроительные компании, производители строительно-дорожной техники, грузоподъемного оборудования. Один из самых известных примеров — автомобильный завод «Урал», где реализуется проект «Мосты», который предполагает локализацию всех мостов, импортируемых автозаводом. Серийное производство ведущих мостов и передних осей для автомобилей повышенной грузоподъемности и дорожной техники будет запущено в начале 2024 года, а не в 2026 году, как планировалось изначально. Сейчас мосты для тяжелых грузовиков закупаются в Китае. После завершения масштабного проекта, реализуемого с господдержкой, южноуральское предприятие сможет выпускать эту продукцию не только для собственных нужд, но и поставлять ее другим российским производителям большегрузов.
— Весь прошлый год специалисты экономического блока областного правительства плотно работали с руководством предприятия над мерами поддержки проекта по запуску новой линейки мостов для тяжелой техники. Губернатор Алексей Текслер продвигал и поддерживал этот проект на уровне федерального правительства, в том числе на совещаниях с вице-премьером Юрием
Борисовым. В итоге в декабре АЗ «Урал» получил самый крупный в истории нашего региона заем ФРП в 2 млрд рублей, и сразу началась закупка необходимого оборудования. Это позволило оперативно отреагировать на новые реалии и ускорить запуск серийного производства. Реализация следующих этапов потребует дополнительно еще около 10 миллиардов, — рассказал заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук.
Проект предусматривает создание 13 модификаций автомобильных мостов и 20 модификаций мостов для строительно-дорожных машин. По словам генерального директора АЗ «Урал» Павла Яковлева, уже сейчас уровень импортозамещения на крупнейшем автозаводе области превышает 90%: «Мы сами выпускаем все компоненты автомобиля, за исключением электрооборудования и двигателей. Двигатели ставим ярославские. На все импортные комплектующие приходится не более 10%. Используем турецкие рули, китайские тяжелые мосты, раздатку, иногда коробку передач. Все остальное — наше, даже мосты для серии “Урал-4320”».
Еще пример. Предприятие «Модерн Гласс», производящее сложные архитектурные стеклопакеты для небоскребов, аэропортов и стадионов, увеличивает мощности на 50%. Одобрен заем по программе федерального ФРП на 1,6 млрд рублей. Проект направлен на производство стеклопакетов до 12 метров в длину. Основой для них является закаленное стекло, которое прочнее обычного в пять-семь раз. Планируемая мощность — 3,8 тыс. тонн продукции в год. Новое производство позволит заместить до 90% импорта крупноформатных стеклопакетов и стеклоизделий строительного назначения.
Нужны свои решения
Челябинские компании также встроены в импортозамещение оборудования и технологий для ключевой отрасли страны — ТЭК. Например, разработка «ЭлМетро» — кориолисовый расходомер (высокоточный прибор для измерения потоков жидкости или газа в трубах) — вошла в дорожную карту «Газпрома» по импортозамещению. Эти высокотехнологичные изделия выпускают только на Южном Урале. По мнению специалистов, по характеристикам и качеству они ни в чем не уступают немецким, японским и американским аналогам.
— Многие уверены, что импортная электроника априори лучше отечественной. Когда мы начинали разрабатывать свой кориолисовый расходомер «ЭлМетро-Фломак», в большинстве российских компаний говорили, что это невозможно. Однако сейчас многие производства, в том числе зарубежные, например китайские, приносят нам свои технические задания, и мы их успешно прорабатываем. Собственная электроника и программное обеспечение позволяют нам на собственном же оборудовании производить уникальные продукты, используя не менее уникальные технологии. Благодаря чему тот же кориолисовый расходомер имеет очень длительный срок эксплуатации, а имитационная поверка позволяет, не снимая прибор, постоянно отслеживать, в каком он состоянии, — рассказывает директор научно-технического центра, главный инженер «ЭлМетро» Павел Маркин.
Большая часть компонентов, которые «ЭлМетро» использует при производстве своих приборов, — отечественные. Закупать в Китае пока приходится только микропроцессоры, которые в России практически не выпускаются. Конструкторы компании периодически дорабатывают изделия для их применения в новых сферах. Так, на базе расходомера создали автоматический потоковый плотномер.
— Компетенции Челябинской области в разработке и проектировании различных приборов и средств измерения для нефте- и газодобывающей промышленности неоценимы. «ЭлМетро», Уральский завод специального арматуростроения, «Анеко» и многие другие создают изделия, которые еще недавно казались чем-то фантастическим. В эту работу вовлечены более сотни предприятий и все ведущие вузы области, — говорит Егор Ковальчук.
Напомним, Южный Урал входит в тройку крупнейших поставщиков «Газпрома». Объем его закупок госкомпании у производителей региона в прошлом году превысил 14 млрд рублей. Это около 15% продукции, закупленной газовым монополистом по всей стране. Всего же в Единый реестр материально-технических ресурсов «Газпрома» включено 175 наименований продукции челябинских предприятий.
Алексей Текслер акцентирует внимание на том, что важно не только продолжать работу в базовых отраслях, но и не упускать другие сферы, в том числе потребительскую. «Мы имеем широкий потребительский запрос на импортозамещение в сфере народного потребления, эту задачу надо решать, сделав упор на продукцию легкой, химической, электронной промышленности. Речь идет об одежде, обуви, мебели, бытовых приборах, медицинских изделиях, бытовой химии и многих других товарах. Тем более — в этой части у нас тоже есть компетенции и нам не надо начинать с нуля. Нужны свои решения: в производстве упаковки, различного рода комплектующих, во вторичной переработке сырья. Приведу в пример компании, которые так или иначе связаны с госпрограммами по поддержке импортозамещения. «Союзполимер» производит пищевую упаковку широкого спектра. Магнитогорский завод химических реагентов производит химизделия, которые используются в сельском хозяйстве, в медицине. Сейчас они активно переформатируют производство под полное импортозамещение», — итожит губернатор.