Нас скоро будет восемь миллиардов. Как всех прокормить?

Павел Кобер
31 октября 2022, 00:00

Угроза голода в мире связана не столько с нехваткой продовольствия, сколько с неравномерностью распределения ресурсов

Егор Алеев/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

В ближайшее время в сфере народонаселения ожидается два важных события — рождение восьмимиллиардного жителя Земли и смена лидера среди самых населенных стран мира. «Полагаю, исходя из средних показателей прироста населения планеты, нас станет восемь миллиардов до конца этого года. В 2023 — 2024 годах самой населенной страной в мире станет Индия, обогнав по этому показателю Китай», — сообщила журналу «Эксперт-Урал» профессор кафедры народонаселения экономического факультета МГУ, главный научный сотрудник Института демографических исследований РАН Оксана Кучмаева.

Заведующий кафедрой демографии МГУ профессор Владимир Ионцев считает, что оба события произойдут несколько позднее: «Население мира на середину 2022 года составило 7,963 млрд человек, восьми миллиардов достигнет в 2023 году, в 2035 году — 8,899 миллиарда, в 2050 году — 9,752 миллиарда. Индия обгонит Китай по численности населения в ближайшие пять-семь лет. Что касается России, то Дмитрий Менделеев считал оптимальной численность 500 млн человек. С учетом новых технологий оптимальной представляется цифра в 300 миллионов».

А сколько надо?

Демографы объясняют, что оптимальная численность населения планеты и отдельных стран зависит от того, какие критерии применять и из чьих потребностей исходить.

— С точки зрения ситуации на рынке труда, в России имеется определенный недостаток какого-то персонала, но это зависит от модели экономики. Если образовался дефицит кадров, значит, стоит что-то поправить в контексте обеспечения роста производительности труда, о котором говорят достаточно давно. А с точки зрения отдельных людей, много нас или недостаточно — зависит от личных ощущений. Если вы едете в общественном транспорте в час пик, вам кажется, что вокруг толпа народа. А если вы живете в вымирающей деревне, куда раз в месяц приезжает автолавка, кажется, что не хватает, — рассуждает Оксана Кучмаева. — Если говорить о критерии плотности населения, то Россия представляет собой малонаселенную территорию. Треть территории практически не заселена, поскольку находится в сложных климатических условиях за

Северным полярным кругом. Надо ли заселять эту часть, как, например, Москву или Екатеринбург? Зачем? Обеспечение значительной численности постоянного населения в этих сложных условиях — дело очень затратное. Политики любят жонглировать фразами о том, что у нас низкая плотность населения на Дальнем Востоке: значительно меньше человек на квадратный километр, чем в соседних Китае и Японии.

И начинаются политические игры: вдруг у нас отхватят территорию, потому что нас мало. Наверное, надо политикам задуматься о своих профессиональных качествах и о том, как они собираются обеспечить безопасность территории, экономическое благополучие и сотрудничество, а не уповать на высокую плотность населения.

К сожалению, достаточно часто демографическое развитие рассматривается изолированно от других процессов, как будто демография не включена в экономические, культурологические и социальные процессы. Да, Китай вырвался в мировые экономические лидеры, в том числе благодаря большой массе населения и росту внутреннего потребления. Но что мешает сделать то же африканским странам, где сегодня наблюдается наибольшее в мире количество рождений? Эксперты подчеркивают, что для емкости рынка важны не столько люди, сколько платежеспособный спрос. Людей надо накормить, обучить и дать работу, чтобы они смогли себе купить, что захотят. Это естественные обязательства государства в формировании экономической политики. Кстати, Индия вполне может получить демографические дивиденды от того, что вскоре станет самой населенной страной, но именно благодаря тому, что старается использовать свои трудовые ресурсы и озабочена повышением образовательного и профессионального потенциала населения.

Исходя из взаимозависимости демографии и экономики, от десятилетия к десятилетию меняются и оценки ученых по поводу того, сколько можно прокормить человек на планете. «Дискуссия на эту тему ведется с начала XIX века. Эти оценки и сегодня варьируются очень значительно, от 12 до 100 миллиардов человек, — рассказала Оксана Кучмаева. — Вопрос и в том, что считать разумным потреблением. Около полутора миллиардов человек сегодня страдают от хронического недоедания. Но сейчас проблемой для Земного шара является не столько голод как таковой, сколько неравномерность распределения ресурсов. Потому что одни страны озабочены тем, как добыть гуманитарную помощь, чтобы обеспечить пропитание населению, а другие — тем, что делать с просроченными продуктами питания.

Доступ к высоким технологиям также ограничен в бедных странах, из-за чего углубляется неравенство».

— Думаю, планета сможет прокормить и девять, и десять миллиардов человек. Единственная угроза — не увеличение численности само по себе, а погоня за благами, необузданная жажда прибыли, которая ведет к разрушению окружающей среды, — убежден Владимир Ионцев. — Вариант выживания для России — переход с западного на евразийский путь демографического развития с сохранением базовых семейных ценностей.