Объем строящегося многоквартирного жилья в России сохраняется на высоком уровне. Об этом ТАСС заявил руководитель аналитического центра ДОМ.РФ Михаил Гольдберг.
По его словам, на 27 февраля 2023 года в стадии строительства находилось более 98 млн кв. метров жилья. По данным системы наш.дом.рф, российские девелоперы в январе 2023 года запустили проекты многоквартирного жилья общей площадью 3,4 млн кв. метров, это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Что движет девелоперами, каков будет уровень спроса и динамики цен в этом году на рынке новостроек? Эти темы стали предметом дискуссии круглого стола «Рынок жилой недвижимости: старт и дальнейшие сценарии», организованного журналом «Эксперт-Урал» в Екатеринбурге.
Февральский тонус
Действительно рынок новостроек в этот кризис ведет себя нетипично. «В предыдущие периоды рыночного спада (2009, 2015 годы) инвестиции в новые проекты всегда падали. Вывод новых проектов на рынок обычно быстро сокращался», — обращает внимание руководитель аналитического центра Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков.
О смене тренда, по словам Михаила Хорькова, говорит статистика объема новых проектов, выведенных на рынок в январе-феврале. Расчеты сделаны на основании публикации проектных деклараций в ЕИСЖС: «В 2020 году в стране в этот период было введено 2,4 млн кв. метров жилья, в 2021 году — 3,7 млн кв. метров, в 2022-м — 5,9 миллиона, в 2023-м — 6,5 миллиона».
По мнению эксперта, практику принятия решений застройщиками изменил запуск проектного финансирования: «Девелоперов уже не пугают низкие темпы продаж на начальных этапах строительства».
Новые проекты не тормозятся и продолжают пополнять рынок, поэтому ротация остается достаточно высокая. Буквально каждый месяц девелоперы анонсируют выход новых проектов. Все это влияет на объем предложения.
В феврале, по расчетам Михаила Хорькова, на первичном рынке Екатеринбурга в экспозиции находилось 41,5 тыс. квартир: «Это уровень пика прошлого года и почти в два раза больше, чем два года назад.
В сравнении с декабрем 2022 года показатель снизился всего на 0,5%. То есть ротация предложения сохраняется».
По количеству сделок январь ожидаемо показал снижение, но уже в феврале снова начался рост продаж: «Февраль показал, что определенные резервы по вовлечению в рынок покупателей все еще есть», — подчеркнул Михаил Хорьков.
Но такая ситуация, по наблюдению эксперта, сохраняется далеко не во всех крупных городах: «Многие рынки остались на уровне января, и просадка по отношению к февралю предыдущего года оказалась гораздо существеннее».
Рынок Екатеринбурга поддерживает умеренная динамика цен на новостройки, сложившаяся в предыдущие годы, считает аналитик: «Стоимость квартир на первичном рынке в столице Среднего Урала выросла несущественно, это позволяет поддерживать определенные обороты и вовлекать новых покупателей».
Отправной точкой для рынка жилищного строительства всегда считался последний месяц года. Декабрь на рынке недвижимости с точки зрения динамики продаж практически всегда выглядит лучше остальных. В 2022 году спрос, помимо традиционных новогодних спецпредложений, «разгоняли» опасения по поводу отмены ипотеки с господдержкой. Решение о ее продлении было принято только в 20-х числах декабря. И за это застройщики должны быть благодарны властям. Как нам рассказали в «Бруснике», в четвертом квартале прошлого года объем продаж в сумме оказался в три раза больше, чем в среднем за три предыдущих квартала.
А вот начало года было нетипичным. Это подтверждают все участники дискуссии. Обычно после ажиотажного с точки зрения продаж декабря наступает период охлаждения, говорит коммерческий директор компании «ЛСР.Недвижимость-Урал»
Артем Минаев: «Мы, честно говоря, не ожидали в январе-феврале такого роста обращений покупателей. Это говорит о том, что потребность в жилье у людей остается достаточно высокой».
С точки зрения форматов рынок продолжает двигаться в сторону упрощения. По мнению Артема Минаева, тренд будет до тех пор, пока на рынке есть спрос. «Квартиры-студии позволяют удовлетворить потребности тех, кто приобретает свою первую недвижимость. Такие покупатели чаще всего не рассматривают дорогие варианты, а вот студии как раз проходят по ценовому критерию».
Бум новых проектов
При этом застройщики продолжают в сложившихся условиях искать технологические решения для поддержки разнообразия форматов. Так, компания «Тюменьинвестстрой» в перспективе точкой роста видит развитие нового продукта, рассказывает руководитель PR и маркетинга компании Алла Власова: «Мы работаем в основном в сегменте “Комфорт” и “Комфорт +”.
Сейчас рассматриваем планы строительства собственного завода ЖБИ. Это позволит нам дополнить свой портфель продуктом класса “Стандарт” из сборного железобетона. Продукты в этом сегменте примерно все одинаковы. Мы же хотим предложить рынку новый качественный класс жилья формата “Стандарт” с хорошей инфраструктурой. Это будут недорогие быстровозводимые проекты».
Особенность момента еще и в том, что девелоперы продолжают планировать новые проекты. Их оптимизм основан на фундаментальных факторах: в стране низкая инфляция, низкая безработица, номинальный уровень заработных плат продолжает расти (см. «Мы видим потенциал роста рынка», с. 15).
Эти факторы подкрепляются действием ипотечных стимулов. Несмотря на корректировку некоторых параметров госпрограмм, они остаются достаточно эффективными. Так, например, в «Бруснике» считают, что повышение ставки по основной программе с 7% до 8% не окажет критичного влияния на решение покупателей приобрести квартиру в кредит. Особенно учитывая программы дисконтирования и субсидирования.
Действительно, у многих застройщиков запущены с банками программы субсидирования ставок кредита. Эти программы очень не нравятся регулятору: ЦБ считает, что они приводят к росту цен. Поэтому Банк России с мая повышает надбавки к коэффициентам риска по ипотечным кредитам. Таким образом ЦБ намерен ограничить риски заемщиков и банков.
Но, поскольку спрос есть, совсем эти программы не исчезнут, говорят игроки рынка.
При этом расширение программы «Семейная ипотека» оказало довольно заметное позитивное влияние на рынок (см. «Стимулы для российских семей», с. 18).
Безусловно, при планировании все застройщики допускают включение форс-мажорных обстоятельств. Никто не исключает появления новых негативных геополитических событий. В этом случае планы придется скорректировать. Пока же девелоперы живут горизонтом середины 2024 года. Тогда завершается срок действия основной госпрограммы. Относительно невысокий темп роста цен на рынке первичного жилья
Екатеринбурга обеспечивает в том числе сильная конкурентная среда. Она существенно жестче, чем на многих других региональных рынках. Об этом говорят расчеты доли девелоперов на рынках новостроек по количеству договоров долевого участия: «Если в московском регионе на топ-5 крупнейших застройщиков приходится 67% договоров, то в Екатеринбурге пятерка держит только 34%», — приводит аргументы Михаил Хорьков.
И количество новых игроков постоянно растет. В 2022 году в Екатеринбург пришли астраханская компания «Прогресс-строй» и тюменская «Страна-девелопмент». В этом году в Екатеринбурге начала работать строительная корпорация «Девелопмент — ЮГ» из Краснодара.
По словам руководителя отдела продаж «Девелопмент — ЮГ» Магамета Чамокова, компания пришла в Уральский регион для развития концепции комплексной застройки: «Наш первый проект — жилой квартал “А Плюс” в Академическом районе. В начале 2023 года началось строительство, это будет класс “Комфорт +”. Наш проектный отдел тщательно изучил ранее реализованные объекты и предложил концепцию, которая будет интересна всем жителям Академического, которые хотят качественно улучшить свои жилищные условия».
Кроме Екатеринбурга компания ведет экспансию на рынки Перми, Ростова, Батайска, Астрахани, Владивостока, Новосибирска и Хабаровска.
Будущее с оглядкой на форс-мажор
В целом на 2023 год застройщики формируют достаточно амбициозные планы.
В компании «Брусника», например, закладывают объем продаж по всем периметрам на уровне 400 тыс. кв. метров недвижимости, это на 70% выше 2022 года и почти на 20% больше рекордного для отрасли 2021 года.
При этом в оценках динамики цен участники рынка и аналитики расходятся. Михаил Хорьков на этот год не ждет каких-то значимых ценовых изменений ни в сторону повышения, ни в сторону снижения: «Прогнозы пока делать сложно, потому что для этого нужны объективные факторы, а мы пока их не видим. Поэтому можем говорить лишь об ожиданиях. Квартир на рынке новостроек очень много, но участники рынка ведут себя достаточно контрастно. Одни объявляют существенные скидки на определенный пул квартир, другие пересматривают прайсы».
Заместитель директора по маркетингу компании «Атомстройкомплекс» Станислав Оханов базовый прогноз по динамике цен характеризует, как курс на некоторую стабилизацию: «С одной стороны, большой объем предложений и высокая конкуренция на рынке будут сдерживать рост цен. С другой стороны, их росту способствуют общая инфляция и увеличение себестоимости строительства, в частности, мы уже видим рост цен на арматуру. Вероятно, рынок будет балансировать между двумя этими противоположными факторами».
А вот по мнению генерального директора компании «Атлас Девелопмент» Владимира Городенкера, цены в 2023 году могут вырасти: «Я считаю, что в этом году мы увидим по Екатеринбургу незначительный рост цен на уровне инфляции 5 — 7%. Правда, мы в своих проектах закладываем рост на 10 — 15%. Снижаться цены точно не будут, поскольку, во-первых, есть спрос, во-вторых, к сожалению, растет себестоимость строительства».
Прогнозировать влияние геополитических факторов на отрасль невозможно.
И это привело к сокращению горизонта планирования в отрасли, отмечает Станислав Оханов: «Начиная с 2020 года у нас многие тренды сломались, мы сейчас живем в ситуации очень коротких горизонтов планирования. При этом мы ведем бизнес в сложной, открытой системе. Поэтому, если опять прилетят “черные лебеди” и на рынке возникнет высокая турбулентность, это может спровоцировать всплески роста цен на коротких, ограниченных отрезках времени».
Рост цен на первичном рынке Екатеринбурга сдерживает сильная конкурентная среда
В логике своей продуктовой концепции
Стратегия компании «Атомстройкомплекс» неизменна: строить комфортное, эффективное жилье, которое максимально отвечает запросам покупателей, отмечает заместитель директора по маркетингу компании «Атомстройкомплекс» Станислав Оханов
— У нас было очень активное завершение 2022 года: и покупательская активность была очень высокой, и мы вывели на рынок большой объем предложения. К началу этого года ассортимент снизился — это совпало с сезонным спадом на рынке. Но с февраля мы почувствовали увеличение входящего потока, а также открыли продажи новой очереди проекта ЖК «NOVA Park» на Широкой речке. Поэтому смотрим вперед с оптимизмом: план на март сформирован с учетом роста продаж на 13% к февралю.
На старте продаж новой очереди ЖК «NOVA Park» мы отметили нехарактерный высокий спрос на 2 — 3-комнатные квартиры, обычно их раскупают ближе к окончанию строительства, а первыми, на котловане, уходят студии и однокомнатные. Возможно, дело в том, что малогабаритное жилье представлено на рынке в избытке, на той же Широкой речке выбор студий и однокомнатных значительно выше, чем выбор семейных квартир.
В портфеле нашей компании всегда есть широчайший ассортимент предложений — от компактных вариантов до нестандартных решений со вторым светом, террасами и антресолями, но именно проверенные семейные квартиры с эффективными планировками — кухней-гостиной и одной, двумя и тремя спальнями — составляют наше продуктовое ядро. Покупатели знают, что всегда могут выбрать в «Атомстройкомплексе» просторные, функциональные квартиры. Средняя площадь продаваемой нами квартиры в прошлом году составила порядка 60 квадратных метров, это примерно на 13 квадратных метров больше, чем в среднем по рынку Екатеринбурга.
По итогам 2022 года мы также продали в 2,5 раза больше, чем годом ранее, парковочных мест в паркингах. Возможно, интерес к паркингам связан с изменениями, которые происходят на автомобильном рынке. Это рост стоимости автомобилей и, как следствие, прогнозируемое увеличение срока владения. Покупка паркинга уже не выглядит обременительной по отношению к стоимости автомобиля, который хотят максимально долго сохранить в работоспособном состоянии. Мы со своей стороны активно поддерживаем это желание покупателей и предлагаем комплексные решения — возможность на выгодных условиях приобрести одновременно квартиру и паркинг, квартиру и келлер (кладовку). Такие предложения у нас есть по многим жилым комплексам, они пользуются устойчивым спросом.
На рынке весь прошлый год шли бурные дискуссии об упрощении жилья как о сложившемся тренде. «Атомстройкомплекс» придерживается своей стратегии: мы строили и продолжаем строить комфортное, функциональное жилье, которое максимально отвечает запросам покупателей. Предлагаем разные комплектации квартир, активно развиваем линейку дополнительных опций — возможность с помощью застройщика осуществить переезд, клининг, установить мебель и бытовую технику, заказать улучшенную отделку. Функциональность жилья — наш ключевой критерий. Мы делаем планировки таким образом, чтобы каждый квадратный метр, за который покупатель платит деньги, использовался по назначению. Исключаем коридоры, проектируем хозяйственные помещения. Покупка тех же келлеров, стоимость квадратного метра в которых ниже, чем стоимость жилого квадрата, позволяют эффективно организовать хранение сезонных вещей даже обладателю компактной квартиры. В этом направлении мы планируем развивать наш продукт и дальше, повышать качество и эффективность жилья.
Мы поддерживаем спрос на комфортное жилье
Ипотечные программы останутся одним из драйверов рынка в этом году, считает руководитель отдела продаж жилого района «Изумрудный бор» компании «УГМК-Застройщик» Вячеслав Антипов
— Изначально при формировании планов на 2023 год оценивали ситуацию на рынке и рассматривали сразу несколько сценариев развития событий. Итоги января и февраля показали, что в целом любой пессимизм необоснован. Поэтому уверенно держим курс в сторону увеличения объема продаж. Сегодня в жилом районе «Изумрудный бор» в стадии готовности четыре проекта. Два объекта сдаются уже весной этого года и два — летом.
Общий объем ввода жилья составляет около 60 тыс. квадратных метров или 1013 квартир. Мы просчитали финансовую модель и дополнительно запустили стимулирующие акции, в том числе для увеличения динамики продаж.
Одним из драйверов рынка по-прежнему будут ипотечные программы. Тем более что государство постоянно их расширяет. Кроме общих программ мы дополнительно стимулируем продажи за счет собственных решений. У нас достаточно много для этого задействовано инструментов. Это траншевая ипотека, программы субсидирования ставок, военная ипотека, комплексные решения и другие инструменты снижения стоимости кредита для нашего покупателя.
Кроме того, мы выстраиваем системы сотрудничества с агентствами недвижимости, считаем этот канал продаж очень эффективным и перспективным для застройщика.
И, конечно, не приостанавливаем новые проекты. Начало строительства будет согласовано по мере реализации уже запущенных проектов. У нас уже сейчас получено разрешение на строительство трех новых домов.
На рынке идет много дискуссий относительно форматов жилья. «УГМК-Застройщик» в этом вопросе придерживается «семейной» концепции. Средняя площадь реализации квартир по итогам прошлого года составила более 60 квадратных метров, а в этом году этот показатель уже превысил 70 квадратных метров. Мы изначально решили, что не будем строить квартиры-студии. И это несмотря на то, что спрос на них есть. Есть понимание, что студии — это временный формат для проживания. Наш фокус внимания на качественном жилье как для молодых людей, которые ценят комфорт, так и для семей, у которых есть общее пространство для общения и есть возможность каждому найти уединение. Поэтому все планировки в наших объектах сделаны с учетом потребностей и запросов покупателей. Важно, что трансформация квартиры на этапе строительства не считается перепланировкой, владельцу не придется согласовывать ее в БТИ. Мы всегда идем навстречу своим резидентам, например, вместо привычных кладовок в подвалах проектируем удобные общественные пространства.
Чтобы повысить уровень комфорта, в наших кварталах спроектированы объекты инфраструктуры для жителей: просторные многоэтажные наземные паркинги, фитнес-центр с бассейном,
медицинский центр, рестораны и кафе, супермаркеты. Большое внимание уделяем и транспортной доступности. По территории района запущена новая трамвайная линия, которая соединила Екатеринбург и Верхнюю Пышму. Благодаря ей жители могут добраться до метро за 5 минут. Это создает дополнительную привлекательность проекту.
Сделать кредит доступнее
Чтобы удовлетворить запрос на покупку жилья разных категорий клиентов, банк должен иметь разнообразную продуктовую линейку, отмечает руководитель ипотечного центра ПСБ в Екатеринбурге Антон Сандалов
— ПСБ поставил задачу последовательно наращивать свою долю на рынке ипотеки Свердловской области. В структуре продаж в разрезе выданных кредитов я бы выделил три драйвера рынка для нашего банка.
Во-первых, это «Семейная ипотека», доля продаж продуктов по этой программе составляет 33% от общего объема продаж. Рост продаж по этой программе связан с улучшением ее условий. Раньше такую ипотеку могли оформить семьи с ребенком, который рожден в 2018 году и позже, а также семьи, где воспитывается несовершеннолетний ребенок с ограниченными возможностями. Сейчас программа доступна для всех семей, где есть двое и более несовершеннолетних детей независимо от года рождения.
Во-вторых, это «Военная ипотека», она занимает 36%. Позиции ПСБ в этом сегменте традиционно сильны, и банк намерен активно развивать это направление.
И, наконец, это кредиты на покупку вторичного жилья: на долю этих продуктов в феврале приходится 20% общего объема продаж, тогда как в январе было только 9%.
ПСБ всегда стремится формировать разнообразную продуктовую линейку, чтобы удовлетворить запрос на доступное жилье максимального числа клиентов. Например, в настоящее время мы получаем много заявок на собственные ипотечные программы ПСБ. Уже сейчас можно утверждать, что в 2023 году именно продукты на покупку вторичного жилья будут драйверами рынка. Покупателя сейчас интересует жилье, в которое можно переехать сразу после покупки, без вложений времени и средств в ремонт и отделку. По прогнозам, к концу марта в нашем банке на этот продукт придется не менее половины от всего объема выданной ипотеки.
Ожидания от этого года у нас достаточно позитивные. Задача банковской системы не меняется. Нам необходимо сделать жилищный кредит доступнее. ПСБ постоянно работает в этом направлении. Как известно, по основной льготной программе на новостройки процентная ставка увеличена с 7% до 8%. Однако в ПСБ эта ипотека предлагается по ставке ниже предусмотренного законодательством верхнего порога, а именно под 7,7%.
У рынка появился сдержанный оптимизм
Люди перестали бояться долгосрочного планирования и вернулись к решению задач улучшения жилищных условий, считает коммерческий директор TEN девелопмент Владимир Щеколдин
— Январь традиционно показал некоторую инертность покупателей: все-таки длительные зимние каникулы в России дают о себе знать. Спрос, как обычно, восстановился только к третьей декаде января. И вот это «как обычно» дорогого стоит и значит многое. И февраль показал хорошую динамику продаж. Это говорит о том, что люди перестали бояться долгосрочного планирования, снова стали думать об улучшении жилищных условий, а у рынка появился сдержанный оптимизм. На дальнейшую динамику, конечно, будет влиять макроэкономическая и геополитическая ситуация. Если не возникнет потрясений, то первое полугодие будет благополучным, спрос продолжит восстанавливаться.
Заметным драйвером рынка, по нашему мнению, будут проекты комплексного развития территорий (КРТ).
TEN девелопмент в 2023 году завершает свой первый проект КРТ. Это экопроект «Светлый», в конце года мы сдадим финальные 10, 11 и 12 дома, передадим ключи дольщикам. Фактически, с 2014 года вырос целый новый микрорайон между Екатеринбургом и Кольцово, со своим муниципальным детским садом, магазинами, кафе, салонами красоты и прочими торговыми и сервисными предприятиями.
В планах — старт 4 и 5 кварталов в жилом комплексе «РУСЬ», 1 квартал уже сдан, 2 и 3-й в активной фазе реализации и строительства.
По нашему флагманскому проекту — концепт-проекту «Екатерининский парк» — тоже есть большие планы. В этом году к 300-летию Екатеринбурга мы заканчиваем благоустройство парка внутри комплекса. Затем начнем продажи и строительство финальной очереди проекта, элитном жилом доме.
Кроме того, к концу года мы выходим на продажи во второй очереди «Основинских кварталов», это наш новый жилой комплекс в Пионерском поселке.
Благодаря этим проектам жилищные условия улучшат примерно 22 тыс. домохозяйств. Кроме того, будут созданы условия для развития бизнесов, новой коммерческой среды, обслуживающей интересы жителей новых жилых комплексов.
Фокус — на новостройки
В этом году покупатели предпочитают приобретать квартиры на первичном рынке, отмечает руководитель Абсолют Банка в Екатеринбурге Светлана Ковалева
— Чем характеризуется спрос на жилье в Свердловской области?
— По нашим наблюдениям, спрос на жилье меняется под влиянием внешних факторов.
В начале прошлого года доля сделок с готовыми квартирами составляла в нашем банке около 80%, а летом сократилась до 70%. Пик спроса на ипотеку по госпрограммам пришелся на декабрь 2022 года. Это было связано с тем, что заемщики хотели выйти на сделку до изменения условий по основной госпрограмме. Как известно, предельная ставка по ней выросла с 7% до 8% годовых. В январе 2023 года доля сделок на покупку жилья на вторичном рынке снова выросла до 80%. Но этот период продлился недолго. Уже в конце февраля стали снова доминировать покупки на первичном рынке. Их доля на уровне 80 — 85% в нашем банке сохраняется и в марте. Среди госпрограмм наибольшим спросом пользуются продукты в рамках «Госпрограммы 2020 — 2023», на втором — «Семейная ипотека». Средний размер первоначального взноса в нашем банке в прошлом году по всем основным программам был приближен к минимальной планке — 15% по госпрограммам, 20% — по собственным программам банка. Это связано с тем, что заемщики предпочитают откладывать свободные денежные средства на переезд, ремонт, покупку бытовой мебели и техники в новых квартирах.
— С чем связан фокус внимания покупателей на новостройки?
— С более привлекательными условиями кредитования. Среднерыночный уровень ставок на покупку вторичного жилья сейчас составляет 12 — 12,5% годовых. Я объясню, как это сказывается на размере ежемесячного платежа. Предположим, заемщик берет жилищный заем на сумму 4 млн рублей на срок 20 лет. Если он оформляет его по ставке 7,35% годовых (такова ставка в нашем банке по госпрограмме), то ежемесячный платеж составит 31,8 тыс. рублей. Если же он берет кредит на квартиру в готовом доме, то ставка у нас составит от 11,04% годовых. В этом случае ежемесячный платеж увеличивается до 41,4 тыс. рублей. При этом средняя стоимость квадратного метра на первичном и вторичном рынках в Свердловской области практически сравнялась и составляет около 120 тыс. рублей. В этих условиях люди выбирают тот объект, который можно купить в кредит по более низкой ставке.
Стимулы для российских семей
Расширение программы «Семейная ипотека» стало серьезным драйвером ипотечного рынка России в начале этого года, отмечает управляющий директор по ипотеке ВТБ в Свердловской области Алина Буслова
— На рынке жилищного кредитования происходит много интересных изменений. Традиционно в начале года рынок недвижимости характеризуется низкой клиентской активностью, но вот уже второй год подряд ситуация заметно отличается от стандартных трендов. В прошлом году продажи подогревались грядущим ростом ключевой ставки, а в этом основным драйвером выступает льготная ипотека.
Например, серьезным стимулом спроса стало расширение программы «Семейная ипотека». Сейчас этим продуктом могут воспользоваться семьи, которые имеют двоих детей до 18 лет, вне зависимости от даты их рождения. В Свердловской области объем выдач «семейной ипотеки» в ВТБ за февраль в пять раз превысил показатели предыдущего месяца. По итогам февраля в нашем банке в целом по стране по программе «Семейная ипотека» было выдано 3,5 тыс. ипотечных кредитов, а по основной государственной программе — 3,1 тысячи.
Мы на этот год смотрим достаточно позитивно. По нашим оценкам, общий объем ипотечного рынка в России по итогам этого года составит более 5 трлн рублей. Это будет выше, чем в 2022 году, но, конечно, ниже рекордов 2021 года.
Банк ВТБ в целом по России в феврале выдал 15 тыс. ипотечных кредитов на сумму 78 млрд рублей — это в 1,7 раза выше показателей января. В Свердловской области рост еще более существенный — в два с половиной раза.
Чтобы стимулировать приобретение семьями более комфортного жилья, ВТБ с 3 марта запустил специальную программу. Семьи, которые приобретают объекты недвижимости площадью более 85 квадратных метров, при оформлении жилищного кредита получают дополнительный дисконт к ставке в размере 0,2 процентных пункта. С запуском новой скидки минимальная ставка в рамках стандартных ипотечных программ ВТБ теперь составляет 10,7%. По «Ипотеке с господдержкой-2020» кредит доступен от 7,5%. Средства в рамках «Семейной программы» банк предлагает от 5,5%.
Также в марте мы снизили минимальный первый взнос в рамках собственных программ банка с 15% до 10%. Это условие распространяется как на покупку квартир, так и частных домов.