Липкие скрепы всея Руси

Мария Кобер
25 сентября 2023, 00:00

Компания малого бизнеса из небольшого уральского городка смогла организовать масштабное производство и поставки по стране брендированной клейкой ленты

из личного архива Наталии Сивоволовой

Фирма «Брендлента» образовалась в 2005 году. Бессменный директор компании Наталия Сивоволова до этого работала рекламным агентом — продавала сувенирную и наружную рекламу.

— К моему партнеру и руководителю Валерию Павловичу Рыбину — директору фирмы-производителя сувенирной продукции, — стали обращаться клиенты с вопросом: можно ли сделать упаковочный скотч с их логотипом. У фирмы не было такой возможности. Рынок упаковочного скотча тогда находился в зачаточном состоянии. За три-четыре года до «Брендленты» его начали осваивать всего несколько московских компаний. Валерий Павлович предложил мне изучить технологию изготовления клейкой ленты и возглавить новое предприятие по ее изготовлению. Сам он выступил одним из учредителей этой компании и до сих пор им остается, — рассказала Наталия Сивоволова.

На проработку проекта ушло около года. Несмотря на то, что руководство компании было из Екатеринбурга, производство решили развивать в 80 километрах от уральской столицы — в Реже, который считается на Урале городом печатников. Раньше там было много типографий, большинство которых давно закрылись, но остался кадровый ресурс — люди, понимающие, что такое работа с краской, пленкой, упаковкой.

— В Реже мы арендовали цех. В нашей команде был талантливый печатник Сергей Кокшаров, который поднимал все производство, — вспоминает Наталия Сивоволова. — В 2006 году на деньги учредителей купили первую итальянскую машину стоимостью 55 тыс. евро. Там же, в Италии, мы прошли обучение и освоили технологию нанесения краски на скотч: полипропиленовая клейкая пленка разматывается и обрабатывается коронным разрядом, а затем на нее наносится изображение и скотч снова сматывается. Это метод поверхностной флексографической печати.

Ответ на взрывной спрос

Первыми клиентами «Брендленты» стали уже знакомые команде поставщики сувенирной продукции Свердловской области. Но уже в 2007 году компания вышла на рынки других российских регионов. Вскоре заказы начали поступать от «пищевиков» и производителей различных потребительских товаров. Например, сейчас с режевской компанией сотрудничают челябинская «Макфа» и Сахалинский молочный комбинат. Клиенты стали использовать брендированную ленту не только для повышения узнаваемости своих товаров, но и для защиты от несанкционированного вскрытия продукции при транспортировке, маркируя коробки на складах.

— С активным развитием потребительского рынка и логистики брендированный скотч стал очень востребованным. Например, упаковочные ленты нашего изготовления сейчас применяют «Детский мир», «Почта России», «Деловые линии». У нас до сих пор ежегодный прирост по выручке и объему производства составляет от 10 до 20%. Это почувствовали не только мы. Аналогичные фирмы начали открываться в Москве и Санкт-Петербурге.

Но на Урале у нас до сих пор нет конкурентов, владеющих необходимым оборудованием и технологиями. На востоке страны ближайшие от нас производители брендированного скотча находятся в Иркутске, — говорит директор «Брендленты».

По словам Наталии Сивоволовой, в какой-то момент спрос стал просто взрывным и компания едва успевала за рынком, расширяя производство. В 2010 году «Брендлента» купила вторую итальянскую машину, чтобы справляться с заказами.

Помимо этого, компания очень быстро начала обрастать запросами на специальные клейкие ленты, которые используются не только в быту, но и на производстве: малярные, алюминиевые, сантехнические, двусторонний скотч и так далее. В России они нигде не производятся, но есть в Китае, Турции, США. С 2007 года сотрудники «Брендленты» стали регулярно ездить в Поднебесную и изучать поставщиков продукции. Вскоре компания занялась импортом джамбо-рулонов, которые нарезаются здесь по длине и ширине в соответствии с потребностями заказчиков, а также приобрела в Китае необходимое для этого оборудование.

— С тех пор у нас две основные группы товаров — упаковочный скотч и специальные клейкие ленты. Выручку они дают примерно 50 на 50, — говорит Наталия Сивоволова.

Увеличение ассортимента и объемов продукции привело к расширению пула заказчиков компании. Так, постепенно среди клиентов «Брендленты» появились промышленники — крупные машиностроительные компании вроде Тихвинского вагоностроительного завода и КАМАЗа, которые используют термостойкую малярную ленту при покраске подвижного состава и автомобилей. Кроме того, строительные фирмы начали закупать у «Брендленты» алюминиевые клейкие ленты, которые нужны для монтажа систем вентиляции и кондиционирования. Среди заказчиков появилось даже предприятие, специализирующееся на выпуске одноразовой медицинской одежды и масок, — при их изготовлении применяется двусторонний скотч.

Через собственное производство к экспорту

В 2012 году руководство компании задумалось над тем, чтобы обзавестись собственным производственным зданием, что привело к увеличению объемов выпускаемой продукции и выходу на зарубежные рынки.

— Результаты операционной деятельности позволили нам приобрести земельный участок в Реже и построить на нем первый цех на 800 кв. м. Мы «завели» туда мегаватт электричества, а также со временем газифицировали производство — сейчас газ у нас используется как в технологическом процессе, так и для отопления цеха, что помогает снизить себестоимость продукции, — отметила Наталия Сивоволова.

Уже через год после переезда — в 2013 году — в новом цехе «Брендленты» была установлена первая покрывная линия по производству скотча — на предприятии научились самостоятельно наносить клей на полипропиленовую пленку, а не только класть краску на готовую липкую ленту. Таким образом, скотч начали изготавливать более качественным «межслойным» методом. Второй цех на 1400 кв. м «Брендлента» запустила летом 2018 года. В 2021 году в новом помещении установили уже вторую покрывную линию по изготовлению скотча.

Открыть новую главу в истории компании помогло сотрудничество со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства (СОФПП). В 2015 году он компенсировал компании практически половину стоимости нового оборудования: субсидия составила свыше 2,9 млн рублей.

Далее фонд продолжил оказывать «Брендленте» поддержку: обеспечивать поручительство перед банками, а также способствовать экспорту продукции, субсидируя участие компании в выставках и обеспечивая ее юридическими консультациями. — С 2014 года мы экспортируем скотч с логотипами и малярные клейкие ленты, которые мы перематываем. В основном возим в Казахстан и Белоруссию. Началось это с того, что с помощью СОФПП мы съездили на выставку, где нашли себе зарубежных партнеров. Потом постепенно начали разбираться во внешнеэкономической деятельности, у нас появился собственный отдел ВЭД, который позволяет нам экономить на посредниках — мы сами привозим продукцию, растаможиваем ее. У нас работают переводчик, логист и специалист по ВЭД, — поделилась директор «Брендленты». — С 2018 года стали членами Уральской торгово-промышленной палаты и принимаем участие в ее зарубежных миссиях. Объем экспорта занимает у нас 4 — 5% от всего оборота. Так, в прошлом году мы продали за рубеж продукции на 23 млн рублей при обороте свыше 600 млн рублей (без НДС).

Лабораторная работа

Параллельно с расширением производства в компании продолжили повышать качество продукции и эффективность работы.

В частности, в 2015 году площади позволили «Брендленте» создать собственную лабораторию, чтобы контролировать качество скотча — его толщину, липкость и другие размеры и свойства.

В 2019 году прошла модернизация парка оборудования, дополнительно закупили итальянское оборудование, которое позволило автоматизировать процесс резки, увеличить скорость создания готовых роликов.

Компания стала участником проекта «Производительность труда», оптимизацию производственных процессов начали с участка по перемотке и нарезке специальных лент.

— Здесь много мелкой номенклатуры, оборудования, остался ручной труд и есть недостатки в организации производства. Сейчас тренеры разрабатывают новую систему работы в этом цехе, позже мы будем внедрять ее, но уже сейчас есть ощутимые результаты — повысились сознательность персонала, дисциплина, стали быстрее выполнять заказы. Мы довольны, — прокомментировала директор фирмы.

Больше объемов

С 2005 по 2022 год в развитие компании инвестировано 174 млн рублей, из них 62% — в оборудование, 35% — в землю, собственные помещения и инфраструктуру. Сейчас производственная площадь предприятия составляет 2,5 тыс. кв. м, но компания продолжает строиться — через полтора года у нее появится еще один цех на 1,5 тыс. «квадратов».

— В новом цехе сначала технологически более правильно расставим действующее оборудование, а дальше, может быть, будем покупать третью покрывную линию и к ней все необходимое: флексографические машины для печати, различные устройства по намотке, перемотке, упаковке. В целом мы видим перспективы на увеличение объемов продажи своей продукции, — рассуждает Наталия Сивоволова. — Кроме того, собираемся развести цеха и склады. Для этого при поддержке областного министерства промышленности выкупили соседнее заброшенное производственное помещение. Эти цеха будем ремонтировать и развивать. Все это должно привести к ускорению выполнения заказов и снижению себестоимости продукции.