События нынешней зимы очередной раз показали, как трудно Брюсселю создать единый европейский энергетический рынок и избавиться от зависимости от российских энергоносителей. Для этого необходимо не только модернизировать инфраструктуру, но и разрушить энергетические барьеры на границах, мешающие свободной циркуляции электроэнергии по региону. Последнее, требование, как показывает январь 2017 года, выполнить будет особенно тяжело.
«События на Балканах ясно и четко доказывают, что сначала все пытаются обезопасить своих потребителей,- рассказывает агентству Bloomberg Андраш Тот, заместитель директора по стратегии венгерской энергетической госкомпании MVM,- и только после этого, причем лишь в том случае, если это позволяют обстоятельства, они могут помочь другим».
Сильные морозы сковали в январе значительную часть Европы, включая Балканы. В энергоструктуре полуострова по-прежнему доминируют энергия, получаемая за счет сжигания угля, и гидроэнергия. Январские холода не только привели к перебоям с поставками электроэнергии в десятки тысяч домов, но и подняли цены на электроэнергию на рекордные высоты. Еще одним результатом морозов стали перебои с экспортом энергии. В Греции, например, он продлился два дня. Все это время Афины забирали себе всю электроэнергию. Румыния, хотя и не закрыла полностью свои сети для пропуска электроэнергии в другие страны, но значительно его снизила. Пойти на такие радикальные меры румынские власти заставила погода и особенно сильнейшая метель, повредившая ЛЭП и заставившая выключить один из атомных реакторов.
Болгария обычно продает 10% вырабатываемой в стране электроэнергии. София резко сократила экспорт почти на месяц и возобновила его в полном объеме лишь 9 февраля.
Разбираться с самовольным снижением экспорта, что считается нарушением правил Евросоюза, в страну и приезжает комиссия из Брюсселя. Главный инженер государственной энергетической компании Bulgarian Energy Holding Петьо Иванов утверждает, что Болгария строго следовала национальным энергетическим законам и поэтому ей нечего бояться.
В статье Европе не нужны иждивенцы с Востока, «Эксперт» подробно рассказал, как Брюссель обязывал размежеваться с Россией страны Юго-Восточной Европы в обмен на членство в ЕС. И в угоду французскому атомному лобби вынудил Болгарию, Словакию, Литву закрыть свои АЭС советского производства.
В 2012 году госсекретарь США Хиллари Клинтон посетила Софию и заставила болгарское правительство заморозить строительство совместно с Россией АЭС «Белене». В результате на сегодняшний день закрыты четыре из шести атомных блоков. При том что этот проект не только обеспечил бы страну дешевой электроэнергией, но и сделал бы ее крупным энергопоставщиком: когда-то болгарская энергия экспортировалась в Грецию, Македонию, Албанию, Турцию и Албанию.
Но бывший министр окружающей среды Болгарии, а сейчас высокопоставленный сотрудник European Climate Foundation Юлиан Попов, считате, что главным препятствием для интеграции энергетических рынков Балкан является сохраняющееся до сих пор политическое недоверие между странами региона. Каждый раз, когда со снабжением газом или электроэнергией возникают проблемы, в высших эшелонах власти большинства стран начинается паника. В результате экспорт энергии по приказу правительства или резко уменьшается, или и вовсе останавливается.
«Возникает типичная дилемма заключенного,- объясняет Попов.- Каждая страна думает в первую очередь о себе».
Модернизация инфраструктуры началась, но идет очень медленно. Например, болгарская энергетическая госкомпания NEK, отягощенная почти двухмиллиардным долгом, который возник в результате неудачного проекта строительства АЭС совместно с Россией, сейчас с громадным трудом пытается строить новые объекты и модернизировать уже существующие.
Кандидат на вступление в ЕС Сербия перестраивает огромные предприятия, но никак не может закрыть старые термальные станции. Газопровод между Грецией, Болгарией и Сербией по-прежнему остается в планах на будущее.
«У Балканского полуострова определенно есть проблема с инфраструктурой,- уверена аналитик брюссельской консалтинговой фирмы Teneo Intelligence Отилия Данд.- Энергетические проекты требуют очень больших бюджетных ресурсов, но их долгосрочная природа делает их независимыми от политических циклов».