Ниже речь пойдет о втором способе. Прежний собственник может принять решение о продаже своего бизнеса по нескольким причинам:
- утрата интереса;
- нерентабельность компании;
- уход в другую экономическую сферу;
- разочарование в бизнесе;
- личные причины.
С точки зрения правовых формальностей «купить» готовый бизнес невозможно по той причине, что компания является самостоятельным субъектом права. Поэтому под «покупкой» бизнеса подразумевается приобретение доли в уставном капитале, влекущее изменение состава учредителей, с его дальнейшей регистрацией. Объявления о продаже компаний обычно публикуются в печатных средствах массовой информации и на веб-сайтах.
Кроме того, существуют компании, которые специализируются на посреднической деятельности в сфере купли-продажи готового бизнеса. Самая большая доля в общем объеме таких сделок приходится на торговлю, ресторанный бизнес и предоставление всевозможных услуг. Приобретение долей в готовом бизнесе имеет как определенные достоинства, так и некоторые недостатки. Их наличие либо отсутствие во многом определяется особенностями конкретной компании, но можно указать самые общие.
Преимущества:
- возможность использовать готовую бизнес-идею/схему, что избавляет от необходимости размышлений о том, чем бы заняться;
- наличие госрегистрации;
- наличие помещения/офиса, без которого госрегистрация невозможна;
- наличие клиентской базы;
- раскрученная торговая марка;
- наличие готового продукта;
- кредитная/налоговая/финансовая история;
- укомплектованный штат работников;
- ниша на рынке;
- знание своей целевой аудитории;
- наличие лицензии на занятия определенными типами деятельности, избавляющее от необходимости тратить значительные средства и время на ее получение;
- деловая репутация и наличие сложившихся связей с партнерами.
Недостатки:
- возможная убыточность бизнеса;
- наличие кредиторской задолженности;
- массовые увольнения персонала в связи со сменой руководства;
- подпорченная деловая репутация;
- изношенное/устаревшее оборудование;
- низкоквалифицированные сотрудники;
- истекший срок аренды;
- сложная процедура приобретения бизнеса;
- отсутствие спроса на выпускаемую продукцию/оказываемые услуги;
- возможное включение компании в «черные» списки потребителей, работодателей, партнеров и др.;
- высокий уровень конкуренции.
Если преимущества все-таки перевесили, и принято решение о приобретении готового бизнеса, то нужно произвести его адекватную оценку, чтобы не купить «кота в мешке». Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- установить причины продажи бизнеса;
- выполнить аудит;
- провести изучение рынка;
- установить репутацию продаваемой компании;
- проверить документы;
- провести проверку относительно принадлежности помещения и срока оформления договора аренды;
- произвести инвентаризацию имущества.
Кроме того, следует выяснить характер отношений с остальными собственниками, партнерами, сотрудниками. Вместе с приобретением самой компании ее новый владелец получает эксклюзивное право на использование ее фирменного названия, знака обслуживания, бренда и прочих средств индивидуализации. При покупке доли уставного фонда компании, составляющей менее 100%, требуется получения согласия других собственников на внесение изменений в учредительные документы.
Приобретать бизнес следует по «адекватной» цене. Слишком высокая цена означает очень долгий срок окупаемости, а слишком низкая цена может говорить о наличии серьезных проблем у компании, из-за которых прежний собственник стремится как можно скорее от нее избавиться. Поэтому желательно обратиться в одну из компаний, специализирующихся на оценке бизнеса, его рентабельности и рисков.
Она поможет провести проверку достоверности финансовой и юридической информации. Кроме того, можно воспользоваться возможностями программы Legal Due Diligence для выполнения проверки по проблемам прав на недвижимость, ответственности по обязательствам компании, наличия лицензий и разрешений, соблюдения норм законодательства о труде, арестов собственности, разногласий и споров с третьими лицами, участия в судебных разбирательствах и др.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что приобретение готового бизнеса имеет целый ряд преимуществ перед созданием компании с нуля, однако оно связано с необходимостью проведения покупателем значительного числа проверок, что требует немалых затрат времени и сил. Результаты этих проверок и служат главным фактором при принятии окончательного решения. Для недопущения ошибок при покупке компании следует собрать о ней максимально полную информацию.