ЦБ поставлен перед фактом

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
21 марта 2017, 11:04

Уже в пятницу Банк России озвучит свое решение по процентной ставке, которая, по мнению экспертов и участников рынка, запредельно высока, несмотря на постепенное ее снижение регулятором. Последние данные по промышленному производству показали, что ситуация требует стимулирования кредитования и спроса. Однако, как ожидают эксперты, ЦБ пойдет на символическое снижение ставки на 0.25 процентного пункта

Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

На предыдущем заседании 3 февраля Банк России решил сохранить ставку на уровне 10%, подчеркнув, что инфляция снижается под влиянием временных факторов, а покупка и продажа валюты Минфином на рынке в рамках переходного бюджетного правила не создаст инфляционных рисков именно при сохранении умеренной жесткой денежно-кредитной политики. В целом Банк России тогда ужесточил тональность комментария, отметив, что потенциал снижения ключевой ставки в первом полугодии 2017 года уменьшился. При этом показатели по инфляции действительно позволяют говорить о достижении годовых ориентиров ЦБ. Однако последние данные по промпроизводству добавили в повестку ЦБ новый фактор, который придется учитывать регулятору при принятии решения в пятницу на заседании совета директоров.

Согласно данным Росстата, промышленное производство в России за февраль 2017 упало на 2,7% г/г и на 0,6% в месячном сопоставлении. При этом за исключением сезонного фактора и поправок на календарь провал в феврале оценивается в 1,5% м/м. За январь-февраль 2017 года показатель снизился на 0,3% к январю-февралю прошлого года. Это самые низкие показатели сектора за последние 16 месяцев.

Действительно, указывает главный аналитик GLOBAL FX Сергей Мельников, сейчас ЦБ РФ оказался на распутье. С одной стороны, все располагает именно к смягчению денежно-кредитной политики. Инфляция, пусть и по расчетам Росстата, с начала года лишь немногим превышает 4%. Тем самым значение индекса потребительских цен вплотную приблизилось к установленному регулятором таргету. При этом реальный сектор по-прежнему страдает от слишком высокой стоимости заемных средств. Российские компании нуждаются в кредитах, причем не только для развития, но и для поддержания операционной деятельности, и ставка ЦБ на уровне 10% выступает в роли очередного барьера на пути к полноценному функционированию экономики.

С другой стороны, говорит Сергей Мельников, на прошлой неделе был получен сигнал президента о том, что со ставкой нужно действовать аккуратно и взвешенно. Владимир Путин отметил на встрече с представителями бизнеса, что смягчение ДКП может ослабить рубль и повысить инфляцию. При этом первый из обозначенных возможных эффектов, скорее всего, сыграл бы на руку тому же Министерству финансов, которое второй раз в этом году заявило о переоцененности рубля на 10%, что создает риски для наполнения бюджета. С инфляцией все не так однозначно – на бумаге она действительно снижается, только вот расчеты Росстата, по мнению того же исследовательского холдинга «Ромир», ничего общего с реальностью не имеют, и фактические темпы роста ИПЦ в разы превышают заявленные.

В феврале рубль уже был ниже отметки 57 к доллару, и сейчас, в марте, вновь подбирается к этому уровню, констатирует генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Причем, по его словам, характер торгов на бирже говорит о том, что покупатели рубля несколько сильнее, чем продавцы. Никакие словесные интервенции их не убеждают, а это говорит о том, что в этих сделках задействованы большие объемы денег, и люди, продающие доллар и покупающие рубль, хорошо знают, чего добиваются, у них есть долгосрочный торговый план: они отлично зарабатывали и будут зарабатывать на разнице процентных ставок, которая образовалась в результате жесткой денежно-кредитной политики ЦБ, кризиса в России и начинающегося экономического подъема в США.

По мнению эксперта, в эти финансовые модели также заложена ставка на некое упорство регулятора, который склонен не менять принятого решения даже под давлением новых обстоятельств: о падении промышленного производства в феврале год-к-году на 2.7%, о чересчур крепком рубле, бьющем по экспортерам, о малом и среднем бизнесе, который массово закрывается, не находя кредитных средств на развитие и финансирование оборота. То есть кэрри-трейдеры делают ставку на то, что тренд продолжится, они не верят в то, что ЦБ вдруг откажется от жесткой кредитно-денежной политики, даже несмотря на то, что экономике это было бы, возможно, полезно.

Этому, полагает Шустов, может быть еще одно объяснение: 2018 год - год выборов, и страну стараются подвести к этому году с низкой инфляцией, со стабильными ценами, в целом сделана ставка на стабильность и отсутствие сильных потрясений в обществе и экономике. Наверное, можно сказать, что краткосрочные цели монетарной политики сейчас вредят долгосрочным целям экономического роста, подчеркивает эксперт. В результате наряду с низкой инфляцией мы можем получить сокращающиеся реальные доходы населения, рост безработицы (потому что бизнес будет сокращать численность персонала в таких условиях), а возможно - и совершенно другие цены на нефть, нежели ожидалось, со всеми вытекающими последствиями для бюджета. 35 вместо 50  долларов за баррель Brent к концу года не выглядит невероятным сценарием, с учетом того, что ФРС так или иначе свою ставку повышает, укрепляя доллар, отметил эксперт.

На заседании ЦБ 24 марта мы увидим, скорее всего, снижение ключевой ставки на 0.25 процентного пункта, и, к сожалению, эта информация уже учтена в котировках, то есть это не приведет к снижению курса рубля, прогнозирует Александр Шустов. В GLOBAL FX согласны с этим прогнозом. На более же резкие меры, то есть на снижение на 0.5 процентного пункта и больше, ЦБ не пойдет.