Турецкие томаты не прошли

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
22 марта 2017, 12:30

Александр Рюмин/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Турция исключила Россию из списка стран, имеющих право на беспошлинный импорт зерновых, что фактически остановило поставки этой продукции в страну. После некоторой паузы турецкая сторона подтвердила, что проблема с поставками зерна не решится, пока Россия не снимет запреты на поставки ее товаров.

Как, в частности, заявил член управляющего совета союзов экспортеров Стамбула Зекерия Мете, действия Анкары вызваны тем, что Россия не сняла полностью запрет на поставку турецких продуктов. По его словам, пишет «КоммерсантЪ», «выигрывать и зарабатывать должны обе стороны. Мы очень хотим торговать с Россией, но условия должны быть равными».

В свою очередь, Россельхознадзор дал понять, что не намерен снимать оставшиеся ограничений на ввоз турецких продуктов в ближайшее время. Как сообщила «Известиям» пресс-секретарь ведомства Юлия Мелано, эмбарго на поставки турецких продуктов в РФ сохраняется на части тушек и субпродукты кур домашних и индеек, томаты, огурцы и корнишоны, виноград, яблоки, груши, землянику и клубнику. Снятие запрета должно было обсуждаться, по некоторым данным, в апреле, но проблемы с поставками зерна в Турцию естественно остановили данный процесс.

Ранее российские экспортеры и их турецкие клиенты ввозили зерно с нулевой пошлиной, но оно поставлялось только для переработки и дальнейшего экспорта, для реализации продукции на внутреннем рынке все равно нужно было платить 130% пошлины. Турция является вторым после Египта по объему импортером российского зерна. После ввода запретительных пошлин поставки российского зерна в Турцию практически остановились.

Во вторник статс-секретарь, замглавы Минсельхоза РФ Сергей Левин заявил, что Турция нарушила правила ВТО при поддержке мукомольной отрасли. "Вы знаете, что наш ближайший сосед - Турция на нашем зерне в грубейшее нарушение всех правил ВТО выстроила мощнейшую субсидируемую со стороны государства мукомольную отрасль и заняла практически все арабско-азиатские рынки, которые могла", - передает ТАСС слова чиновника.

Торговая война между Турцией и Россией, грубо говоря, не заканчивалась, комментирует происходящее аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Несмотря на политическую поддержку Эрдогана Россией в момент попытки военного переворота, обмена визитами на высшем уровне и подписании договора о возобновлении реализации проекта Турецкого потока, вопрос о снятии ограничений, наложенных на поставки турецких товаров на российский рынок, крайне неохотно поднимался российскими властями. Турция достаточно долго добивалась снятия эмбарго, однако после последней встречи, ограничения были сняты лишь частично: турецким экспортерам разрешили ввозить крайне узкий спектр товаров, среди которых репчатый лук, цветная капуста, брокколи, соль, жевательная резинка и гвоздики.

Надо сказать, отмечает аналитик, что негодование Анкары понять вполне можно: турецкий лук и цветная капуста, уже не говоря о соли, мало того, что составляли считанные доли процента от всего прежнего объема экспорта продуктов питания в Россию, так еще и неконкурентоспособны по отношению к продукции, произведенной в России в связи с высокой ценой. А вот томаты, мясо птицы, огурцы и фрукты - это и есть наиболее востребованные и конкурентоспособные товары АПК, поставляемые в Россию, поскольку в среднем килограмм помидоров, выращенных в Турции на 15-20% дешевле российских тепличных.

Более того, Россия уже приступила к реализации программы поддержки сельского хозяйства, на которую до 2020 года планировалось выделить почти 2 трлн рублей, естественно с ориентиром на импортозамещение в том числе и турецкой продукции, потому что в противном случае овощеводам и садоводам придется продавать свою продукцию по себестоимости, чтобы конкурировать с турецкими коллегами на российском рынке. 

То есть, объясняет Кирилл Яковенко, послабления в режиме торговых ограничений по сути являются номинальными и ничего для турецкого АПК не меняют. Теперь давайте посмотрим, насколько сильно Турция нуждается в экспорте в Россиию. В спокойном в плане двухсторонних отношений 2014 году на фрукты пришлось 12,4% от всего объема турецкого экспорта в Россию, на овощи - еще 9,1%. То есть в целом потери не самые серьезные, с учетом того, что на продажах России транспортных средств, текстиля и оборудования Анкара заработала в 3 раза больше. Интересно, что Россия овощи и фрукты в Турцию никогда не экспортировала, зато поставляла зерновые и масложировые культуры, на которые в том же году пришлось 5% и 2% всего экспорта в эту страну, в основном же товарооборот формировался за счет энергоносителей и топлива (64%) и металлургии (12%).

В целом, уверен эксперт «Алор Брокер», потери от российского эмбарго, введенного ранее, для Турции кажутся куда более чувствительными, чем новые ограничения, введенные Анкарой уже сейчас. Но это только на первый взгляд. На деле Турция является вторым крупнейшим покупателем российского зерна, а по пшенице и вовсе претендует на лидерство, поскольку в текущем сезоне свыше 45%  всего предложения российской пшеницы на рынке выбрала Турция, то есть каждая вторая тонна, отправленная на внешние рынки, была куплена турецкими импортерами.

Потеря такого рынка для России чревата тем, что зерно придется в срочном порядке перепродавать на других рынках, что приведет к падению его стоимости и выручки как экспортеров, так и аграриев. Это огромная проблема не только АПК, но и государства в целом, которое столкнется с необходимостью тратить бюджетные средства на закупку высвободившихся и невостребованных объемов зерновых с целью поддержания цен на рынке, поскольку в противном случае страну накроет волна банкротств фермерских хозяйств и агропромышленных комплексов.

Турция при этом, уверен Яковенко, достаточно легко перенесет ограничения, поскольку закупочные цены на мировом рынке упадут и российские поставки можно будет заместить за счет более дорогой европейской пшеницы.  Хотелось бы верить, что ситуация разрешится до осени, поскольку новый урожай в противном случае реализовать в достаточных объемах на внешних рынках будет крайне сложно, это поставит аграриев в затруднительное положение. Решаться вопрос будет, скорее всего, на уровне глав государств, поэтому достаточно сложно прогнозировать, какими будут и будут ли вообще уступки с каждой из сторон.

И все же вряд ли мы увидим бескомпромиссную позицию в переговорах, и в среднесрочной перспективе, скорее всего, решение проблемы будет найдено, полагает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. Для Анкары, по его словам, подобное поведение является вполне стандартным, все мы помним ограничительные меры, которые были введены по отношению к российским металлургам, при этом всегда присутствует  достаточно жесткая риторика со стороны официальных лиц.

Но, добавляет эксперт, опыт показывает, что на этом фоне турецкая сторона также всегда стремится найти компромисс, и в этом случае, наверняка, мы увидим что-то подобное. К примеру, частичное снятие запрета с российской стороны может произойти в разгар сезона в России, когда себестоимость собственной продукции будет находится на более конкурентном уровне.