АЦ «Эксперт» представил методику независимой оценки научной продуктивности университетов

18 апреля 2017, 18:42

Предварительные итоги Второго рейтинга факультетов обсудили представители ведущих российских вузов и эксперты в области наукометрии

Читайте Monocle.ru в

13 апреля в Москве прошел круглый стол «Качество научного роста как фактор продвижения университетов на мировой арене», организованный Аналитическим центром «Эксперт».

На мероприятии собрались представители ведущих вузов России и люди, заинтересованные в развитии российской науки. Поводом для встречи стали предварительные итоги Второго рейтинга факультетов.  На сегодняшний день это единственный национальный рейтинг научной продуктивности российских университетов в узких предметных областях.

Дмитрий Толмачев, директор АЦ «Эксперт»:

- Несмотря на название, наш рейтинг оценивает прежде всего не образовательную, а научно-исследовательскую эффективность российских университетов. Причем по узким направлениям: физика, математика, химия, энергетика  и т.д. Но мы исходим из гумбольдтовского понимания университета, которое предполагает, что образование мирового уровня невозможно дать в вузе, который не ведет исследований мирового уровня в этой области. И в этом смысле рейтинг дает представление об уровне если не конкретных факультетов, то как минимум широких направлений подготовки.

По мнению участников круглого стола, вузам требуются объективные метрики, которые помогали бы оценивать собственные научные компетенции на мировом уровне.

Особенность рейтинга вузов, подготовленного АЦ «Эксперт» - в том, что он построен только на объективных наукометрических показателях, которые могут быть верифицированы. Базой для их расчета является база научного цитирования Scopus (крупнейшая на текущий момент международная база научного цитирования, на данные которой опираются ведущие международные рейтинги QS и THE).

За основу ранжирования были взяты три крупных блока:

  • Масштаб и устойчивость научной деятельности университета (насколько велики коллективы, ведущие исследования в данной предметной области);
  • Востребованность научной деятельности (уровень журналов, в которых публикуются исследователи, показатели цитирования);
  • Качество научного развития (учет специфичных для быстрорастущих систем образования факторов, исключение оппортунистических практик увеличения публикаций, цитирований)

Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ,  одобрил методику рейтинга, подчеркнув, что измерение одной лишь публикационной активности непоказательно, необходимо делать многофакторные модели.

Пока на научной карте мира видны лишь чуть более 20 российских вузов. Но это не значит, что исследования в России не ведутся – в отдельных узких предметных областях научные коллективы многих университетов добились за последние годы выдающихся результатов, и эти результаты сегодня, с определенным запаздыванием начинают сказываться на наукометрических показателях этих вузов.

По мнению Ирины Карелиной, исполнительного директора Ассоциации «Глобальные университеты», директора программы развития НИУ ВШЭ,  работа программы 5-100 дает свои результаты: желание стать лидерами заставляет российские университеты принимать системные решения, сосредотачиваться на своих сильных компетенциях. Так, за три года работы программы 5-100 в мировом топ-100 университетов стали заметны 6 российских вузов из 21 вузов-участников программы, в топ-300  вошли больше половины. Можно сказать, что российские вузы стали различимы на рельефе мировой системы образования.

Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета, вошедшего в сопоставления по всем 13-ти предметам:

— Рейтинг является основой для принятия управленческих решений. Так, в первые годы программы 5-100 мы ставили целью увеличение числа публикаций, в том числе на английском языке. Мы понимали, что необходимо привить культуру публикаций и создать некую критическую массу текстов. Сейчас сделали акцент на качестве публикаций — стимулируем ученых в основном за публикации в топовых мировых научных журналах. По сравнению с 2011 годом число наших  публикаций выросло в 4 раза.

Алексей Окунев, проректор Новосибирского государственного университета, занимающего первые позиции по пяти направлениям из 13-ти:

- Программа публикационной активности, которая составляет всего 3 % от бюджета, позволила привлечь молодых ученых и оказала позитивное влияние. Мы стимулируем молодежь за публикации пропорционально весу журнала и за время, проведенное со студентами.

Важным фактором развития публикационной активности является включенность вуза в международное сотрудничество. Участники мероприятия подчеркнули, что вузы становятся более открытыми и готовы не только обучать иностранных студентов, но и вести совместно с другими странами серьезные исследования.

Так, Новосибирский государственный университет целенаправленно стал выходить на международный рынок: вуз сотрудничает с 80 странами мира, отправляя студентов на исследовательские стажировки и принимая на практику  иностранных студентов. В университете ведется 12 программ на английском языке, что расширяет возможности коллабораций.

Максим Румянцев, проректор Сибирского федерального университета, лидера в нескольких предметных областях:

- На основе изучения методологии рейтингов мы вырабатываем долгосрочную стратегию побед и выявляем точки роста в университете, которые могу дать качественный эффект. При этом обращаем особое внимание на то, чтобы деятельность не носила характер имитации. Важный момент – это создание инфраструктуры, направленной на реализацию стратегии. У нас работает центр поддержки публикационной активности и обучения преподавателей иностранным языкам. Работает система вхождения в мировые научные сети – мы проводим узкопредметные конференции, направленные на междисциплинарные исследования.

В целом результаты системной работы университетов заметны:

в этом году в рейтинге участвовало 98 университетов против 84 годом ранее. Напомним, что для включения в рейтинг университету необходимо преодолеть пороговую планку в 0,5% общего числа российских научных статей в конкретной предметной области. Увеличилось и число предметов, в которых вузы набрали вес: с 10 в прошлом году – до 13 в 2017 году.

Ведущий мероприятия, Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт» обозначил важность подобных исследований для общества:

- Логика этого рейтинга очень важна для понимания того, что происходит сегодня в высшем образовании. При сегодняшнем уровне финансирования вузам сложно добиться тотального успеха, а успехи по отдельным направлениям абсолютно возможны. Из этих отдельных направлений в дальнейшем складывается общий успех.