Минобороны США предупреждает судоходные компании о возвращении в сомалийские воды после пятилетнего «отдыха» пиратов и призывает к повышенной осторожности.
Только в марте было зафиксировано 6 нападений пиратов в сомалийских водах, причем, 5 из них оказались успешными. Для сравнения, в 2016 г. пираты не совершили ни одной атаки.
Министр обороны США Джим Маттис подчеркнул на пресс-конференции в Кэмп Леммоньере, Джибути, единственной базе Пентагона в Африке, что хотя и не призывает, по крайней мере, пока к ответным мерам со стороны американского ВМФ, но считает, что с полдесятка нападений на коммерческие суда в прибрежных водах Сомали в последние полтора месяца не могут не вызывать обеспокоенность и должны заставить мореходов повысить бдительность.
По мнению генерал-лейтенанта Томаса Вальдхаузера, возглавляющего Африканское командование США, новый всплеск нападений морских разбойников может объясняться засухой и голодом в Сомали. Еще одно объяснение – продолжающая незаконная рыбная ловля в водах Африканского Рога, вытесняющая местных рыбаков из профессии и заставляющая их браться за оружие для пропитания семей.
Специалисты считают, что большинство нападений, включая мартовский захват нефтяного танкера Aris 13, осуществили морские разбойники из центральной части Сомали и Пунтленда, полуавтономного региона на северо-востоке страны.
«Именно в этих местах и появились первые сомалийские пираты,- прокомментировал новости журналу Foreign Policy Джон Стид, старший морской эксперт Управления по борьбе с наркотиками США.- Очень жалко, потому что на Западе этот район считали полностью очищенным от разбойников».
Генерал Вальдхаузер сообщил журналистам, что Пентагон настоятельно советует судоходным компаниям повысить меры безопасности. Ряд пароходств в последнее время отказалось от услуг части вооруженных охранников, потому что пираты пять лет не тревожили моряков. Натовские силы, кстати, по той же причине покинули регион, сейчас у побережья Сомали и Джибути остаются сейчас лишь корабли членов Евросоюза.
Пока, конечно, рано говорить о масштабах возврата сомалийских пиратов в бизнес, но если их намерения серьезны, то эти события могут негативно отразиться на мировой торговле. Мимо Сомали и Джибути проходит каждый третий корабль, участвующий в мировой торговле. Ежегодно по этому опасному пути проходит грузов на 700 млрд долларов. Если пираты вновь начнут нападать на суда, то международной коалиции, патрулировавшей эти воды с 2008 года, придется вновь организовывать совместное патрулирование, как это было в период расцвета пиратства в районе Африканского Рога в нулевые годы XXI века.
«Мы еще не готовы говорить о тенденции,- цитирует New York Times генерала Вальдхаузера,- но мы продолжим внимательно следить за событиями».
Возвращение пиратов происходит в неподходящее для сомалийского правительства, поддерживаемого ООН, время, когда оно пытается активизировать борьбу с исламистской группировкой «Аш-Шабаб». С экстремистами сейчас в основном воюют объединенные силы членов Африканского Союза численностью 22 тыс. человек. Могадишо, конечно, тревожат уже планы ряда участвующих в миссии в Сомали стран вывести в 2018 г. свои контингенты. Вашингтон сейчас энергично готовит сомалийскую армию к самостоятельным боевым действиям против врага. Однако для того, чтобы заменить африканских миротворцев сомалийскими военными, последним и их американским инструкторам придется основательно потрудиться. Сомалийские солдаты и офицеры плохо подготовлены и слабо вооружены. Понадобится и увеличить численность ВС Сомали, которая сейчас составляет 12 тыс. человек и явно недостаточна для того, чтобы успешно бороться с боевиками из «Шабаба». В случае присоединения к исламистским радикалам еще и морских разбойников шансов на успех в борьбе с экстремистами и террористами будет совсем мало.
Если нападения пиратов окажутся не «весенним обострением», т.е. временным явлением, то для борьбы с ними придется, очевидно, прибегать к уже испытанному способу, заставившему их пять лет взять длительный отпуск – увеличить количество военных патрулей. Однако эта мера носит такой кратковременный характер, как и ее результат, что доказывают события марта и апреля. Необходимо бороться с глубинными причинами, способствующими расцвету пиратства: незаконной рыбной ловлей, коррупцией местных властей и общим беззаконием в стране.