Министерство экономического развития ориентируется на практически нулевой реальный рост пенсий на ближайшие 20 лет. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на прогноз демографических параметров, в МЭР считают, что к 2035 году пенсии в реальном выражении вырастут только на 2,5%, а до 2022 года будет наблюдаться их сокращение.
При реальном росте страховых пенсий в 2,5% пенсии неработающих пенсионеров к 2035 году в реальном выражении увеличатся на 20%, что в пересчете на рубли составит чуть более 13 тыс. руб., а пенсии неработающих пенсионеров увеличатся до 15 500 руб.
Благодаря сокращению отношения пенсий к зарплате с 35% до 22% и уменьшению числа пенсионеров отношение пенсионных выплат к фонду оплаты труда снизится с 28% до 15%, что простимулирует рост производительности и инвестиций.
В МЭР уверены, что рост занятости может быть достигнут при повышении пенсионного возраста – до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. В таком случае число пенсионеров к 2035 году сократится на 7 млн человек (23%) в сравнении с 2017 годом, а число занятых вырастет на 1 млн. Без реформы количество пенсионеров увеличится на 5,4 млн человек, а трудоспособных граждан сократится на 3,2 млн.
В рассматриваемой ситуации с пенсиями отразилась едва ли не вся экономическая проблематика последних 25 лет, констатирует независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Это и последствия демографического кризиса 1990-х, причиной которого стали в том числе и непродуманные экономические реформы. И следствие недавней пенсионной реформы, в результате которой чиновники благополучно растратили на собственные нужды приличную часть пенсионных фондов. И не способность нынешнего правительства сформировать эффективную парадигму экономического развития.
«Перца» добавляет ещё и то обстоятельство, что возможное увеличение пенсионного возраста вернее всего приведёт к росту безработицы, поскольку сегодня работников после 50 многие работодатели просто стараются не нанимать. Поэтому основной целью государства по факту в данном случае становится снятие с себя социальных обязательств и не более того, уверен эксперт.
К 2022 году, по прогнозам правительства, на выплату пенсий потребуются суммы, которые федеральному бюджету в ПФР будет выдавать уже затруднительно, отмечает руководитель отдела розничных продаж УК "Солид Менеджмент" Сергей Звенигородский. Ситуация, по его прогнозу, продлится до 2035-2040 года, после чего естественным путем нормализуется.
К сожалению, констатирует эксперт, решение пенсионного вопроса сродни походу по минному полю, идти необходимо медленно и выверяя каждый шаг, конец пути неочевиден, а последствия могут проявиться уже сейчас.
Концепция Банка России и Минфина индивидуального пенсионного капитала (ИПК не надо путать с индивидуальным пенсионным коэффициентом, которым измеряют сейчас страховые пенсии, просто аббревиатур на всех не хватает) подходит для решения вопроса с соразмерностью пенсий (если убрать пределы взимания сборов и выплат) у населения с высокими и сверхвысокими доходами, но бесполезен для остальных 85% граждан России. Одним просто нечего откладывать, другие уже участвуют в подобных программах, а третьи просто не доверяют еще одной «последней и вечной реформе».
Логика экономистов Минфина подсказывает, что систему можно выправить, если подправить условия сбора средств и их выплат, опуская за рамками остальные критерии. До сих пор нет серьезных выкладок из Росстата, Минтруда и Минэкономразвития о демографических, социальных и экономических подвижках на следующие 15-20 лет при изменении пенсионного возраста, перевода досрочных пенсий на плечи работодателей в полном объеме или закрытии ОПС. Изменения в образовании, медицине, соцобеспечении необходимо закладывать уже сейчас, уверен Сергей Звенигородский, поскольку люди объективно будут жить дольше с каждым поколением, но повышать пенсионный возраст до подготовки инфраструктуры экономики и эффективного использования трудовых ресурсов старшего и младшего поколения будет очень недальновидно и просто дорого во всех смыслах для того правительства, что запустит реформу.
Радует, говорит аналитик, что пока одна часть специалистов и чиновников решает глобальные вопросы (кому жить на Руси хорошо, что делать и кто виноват), другая постепенно разбирается в уже существующей системе и находит резервы в ней. Большое количество людей не платит налоги и сборы, низкооплачиваемые категории граждан получают пенсии вдвое и втрое больше, чем отчисляли в ПФР их работодатели. Эти вопросы постепенно решаются за счет «обеления» экономики, импортозамещения, создания крупных инфраструктурных проектов, амнистий и поблажек для малого бизнеса.
Если продолжать тем же путем, считает Сергей Звенигородский, то неблагоприятный период по выплате пенсий снизится с 15-20 лет до 8-10, что позволит создать резервы для внедрения новых технологий и методик в экономику страны и повышения уровня благосостояния граждан и государства. Система ОПС (накопительная пенсия), как и ИПК (только добровольный формат) помогут России смягчить трудности для бюджета за счет перекладывания части ответственности по выплатам пенсий на бизнес, а также передачи прав на индексацию их за счет небюджетных средств. Экономия уже достигает около 400 млрд руб. в год и хотя, этого мало, кумулятивный эффект от накоплений в экономике позволит с большим эффектом опираться на внутренние финансовые ресурсы, развивать экономику России и держать пенсии на существующем уровне до окончания демографического провала.
Повысить размер пенсии на достойный уровень, при любом развитии событий, государство ближайшие годы на уровне существующего научно-технического прогресса не может, поэтому здесь гражданам придется думать о себе самим, а без средств к существованию они не останутся. Конечно, признает эксперт, если взять фантастические сценарии – ученые открывают что-то, что позволяет жить всем хорошо, нам помогают жить хорошо инопланетяне, к России присоединятся страны, где большая часть населения моложе 30 и для них есть работа с хорошей зарплатой, тогда проблемы будут решены, но пока придется идти без потрясений и резких движений по авантюрным проектам.