Как показывают наблюдения, экономика России зависит не от нефти, а от того, какая проводится денежно-кредитная политика. Впрочем, это не какая-то российская особенность, так происходит во всех других странах мира, от Китая и США до Казахстана и Азербайджана (см. «Нефть и Деньги – битва титанов»).
Чтобы понять, что будет в экономике – рост, застой или кризис – достаточно знать, что происходит с денежной массой в реальном выражении (т.е. скорректированной на инфляцию). И статистика денежной массы за апрель, недавно опубликованная Центробанком, не радует – экономика, похоже, застревает в застойной зоне (график 1).
График 1. Текущая денежно-кредитная политика ведёт Россию в состояние застоя.
Источник: ЦБ, Росстат, расчёты и оформление С.Блинова
ВВП зависит не от того, каковы были темпы реальной денежной массы в отдельные месяцы (синие столбцы на диаграмме), а от её среднегодовых темпов (зелёная линия).
Сейчас зелёная линия похожа на траекторию самолёта, пилот которого посчитал, что набрал нужную высоту и прекращает набор высоты, движение становится почти горизонтальным, собирается идти по нижней пунктирной линии. В этом случае к концу года среднегодовая динамика реальной денежной массы составит 5-7%, что соответствует росту ВВП на 1% по итогам 2017 года.
Центробанк без труда в течение 2-3 месяцев может реализовать и другие сценарии, которые показаны средней и верхней пунктирными линиями. В случае бездействия ЦБ это может сделать Минфин. Этим вариантам темпов денежной массы соответствуют 2% и 3,5% роста ВВП соответственно.
Заметьте, что 3,5% - это выполнение задачи, поставленной Владимиром Путиным – расти не хуже мировой экономики. И данная задача выполнима уже в этом году.