Первое, что впечатляет в новом наследном принце Мухаммеде бен Салмане – это его молодость. Ему всего лишь 31 год. Для Саудовской Аравии, чье руководство, по части возраста, в последние десятилетия заметно превосходило брежневское политбюро это уже необычно. Нынешнему королю Салману – 82 года, на престол он вступил в 2015 году, в возрасте 79 лет, наследовав своему брату, королю Абдалле, скончавшемуся в 80-летнем возрасте. В том же 2015 году наследным принцем стал 69- летний Мукрин бен Абдул-Азиз, из-за состояния здоровья которого, королю Салману пришлось менять порядок престолонаследия. Свой трон он планировал передать племяннику, Мухаммеду бен Наифу, которому сейчас 58 лет. Учитывая, что состояние здоровья короля Салмана, как говорят, сносное для его лет, правителем Саудовской Аравии принц мог бы стать в весьма преклонных годах. И вот наследником богатейшей нефтяной монархии оказался, можно сказать, мальчишка, причем, абсолютно не относящийся к категории тех, кто будет царствовать, но не править.
Сын короля Салмана, принц Мухаммед бен Салман аль Сауд на сегодняшний день – фигура очень влиятельная, от которой в делах королевства зависит многое. Став в 2015 году самым молодым в мире министром обороны он сразу же начал активно вмешиваться в разные сферы жизни страны, и особенно, в ее внешнюю политику. С именем принца связывают резкое усиление противостояния страны с Ираном. Конечно, к борьбе с северным соседом Саудовскую Аравию подталкивали различные факторы: и геополитическое соперничество, и идеология (ваххабиты – суннитские радикалы, следовательно, идейные противники шиизма), и разница политических режимов (абсолютную монархию пугала свергнувшая свою абсолютную монархию исламская республика), и стремление ограничить влияние Ирана на шиитов королевства. Однако Мухаммед бен Салман взялся за борьбу с реальными или мнимыми происками Тегерана со всей решительностью, сделав ее альфой и омегой внешней политики страны. Именно он, как считается, стоит за наступлением на шиитов в самой Саудовской Аравии. Они проживают в Восточной провинции, где и сосредоточены богатейшие нефтяные месторождения королевства. Поэтому шиитский бунт – то, чего официальный Эр-Рияд издавна крайне опасался. Мухаммед бен Салман повел бескомпромиссную борьбу с проиранскими настроениями в провинции. Благодаря его усилиям и с его санкции в 2016 году был арестован проповедник Нимр аль-Нимр году, казнь которого вызвала волнения среди шиитов королевства и обострила до предела отношения с Ираном.
Самым же главным внешнеполитическим мероприятием Мухаммеда бен Салмана считается вторжение коалиции Саудовской Аравии и ее союзников в Йемен. Этот шаг тоже рассматривался в Эр-Рияде в контексте противостояния Ирану. Считается, что за йеменскими мятежниками-хуситами стоит Тегеран.
Можно сказать, что боевые действия в стране-южном соседе Саудовской Аравии – это, на сегодняшний день, самая крупная неудача принца. Вместо блицкрига армия королевства в Йемене завязла. Это обстоятельство, однако, возвышению Мухаммеда бен Салмана не помешало. Он постепенно распространил свое влияние на целые отрасли экономики королевства, вмешиваясь в дела, совсем не относящиеся к компетенции министра обороны. Так, известно, что ему принадлежит амбициозный план постепенного отказа королевства от нефтяной зависимости, рассчитанный до 2030 года.
Интересно складываются отношения нового наследника престола с США. Довольно быстро Мухаммед бен Салман стал своим для тех кругов королевства, кто был крайне недоволен курсом Барака Обамы, прежде всего, из-за стремления американского президента как-то примириться с Ираном. С Дональдом Трампом отношения Мухаммеда бен Салмана сложились значительно лучше. Они были знакомы еще тогда, когда нынешний американский президент был бизнесменом. Следует отметить, что идея масштабного перевооружения армии королевства, за которой последовала знаменитая, принесшая немало очков Трампу, крупная сделка по закупке оружия у США, принадлежит Мухаммеду бен Салману. Вероятно, и нынешняя ссора Саудовской Аравии и ее союзников с Катаром – тоже его заслуга.
Знающими Мухаммеда бен Салмана людьми он характеризуется как умный и решительный человек, имеющий большое влияние на своего отца, короля Салмана. К недостаткам принца относят чрезмерную импульсивность и нехватку западного образования. Мухаммед бен Салман учился в Эр-Рияде, в Университете короля Сауда, где получил диплом юриста. Разумеется, далеко не все саудовские выпускники западных вузов становятся либеральными (по местным меркам) чиновниками, но длительное пребывание за пределами консервативного королевства, безусловно, меняет взгляд на многое. Мухаммед бен Салман, проведя всю жизнь на родине, не является сторонником демократических реформ, хотя и имеет некий план перемен. Вопрос в том, когда он сможет реально приступить к его выполнению, после или до вступления на престол. Так же интересно, сможет ли принц окончательно найти общий язык с элитой страны. Монарх в Саудовской Аравии, хоть и имеет огромные полномочия, не всемогущ. Фактически королевством правит клан Саудитов, насчитывающий примерно двадцать тысяч человек и около 200 принцев. Без их симпатий удержаться у власти невозможно. Так что, прежде чем занять престол, принцу нужно завершить своеобразную «предвыборную кампанию», которую он уже давно ведет. Отчасти ей и объясняется антииранская политика Мухаммеда бен Салмана. Враждебные к шиитам настроения в королевстве распространены широко и среди простого народа, и в правящем клане.