Называлась такая услуга аутстаффинг, просто стаффинг или предоставление персонала. Но что же это представляло собой на практике?
Компания-посредник, которая позволяет вывести рабочих за штат на аутстаффинг, трудоустраивала сотрудника и выплачивала ему заработную плату, но реально он трудился в фирме клиента, которая воспользовалась услугами стаффинга. Провайдер за посредническую помощь получал определенное финансовое вознаграждение, чаще всего это был фиксированный процент от общей суммы выплат, предназначавшихся работникам.
С помощью такой стратегии компании-клиенты значительно сокращали свои риски, связанные как с контролем государственных органов за выполнением всех установленных норм трудового права, так и с трудовыми отношениями служащих. Однако законодательство РФ оказалось не готовым к подобному виду взаимоотношений.
Ведь фактически фирма-клиент не имела абсолютно никаких обязательств ни перед сотрудником, ни перед государством. Да и некоторые недобросовестные посредники пользовались такой неопределенностью и в случае возникновения к ним претензий со стороны работника или государственных органов, просто исчезали с рынка.
В сложившейся ситуации возможности официальных властей были ограничены. Они не могли ни защитить права работников, ни обеспечить интересы государства в виде своевременной оплаты налогов в полном размере и других обязательных платежей, предусмотренных трудовым законодательством. А все потому, что в ТК РФ такого определения как аутстаффинг не было и соответственно запретить этот вид деятельности не представлялось возможным.
Решить проблему также оказалось не просто, с одной стороны злоупотребление нормами права необходимо было пресечь, а с другой – развитие нормальных бизнес-отношений необходимо продолжать. И, наконец, выход был найден. С 01.01.2016 г. в Трудовой Кодекс были внесены изменения, и появилось такое понятие, как заемный труд и тут же его использование запрещалось согласно ст. 56.1 ТК РФ.
Но это вовсе не означает, что сегодня в России на аутстаффинг наложен запрет. Напротив, теперь данные услуги осуществляются в рамках закона и подразумевают подписание соответствующего договора, а также введено такое определение как частное агентство занятости.
Из основных особенностей официального аутстаффинга в РФ можно выделить следующие:
- частное агентство занятости в обязательном порядке должно пройти госаккредитацию;
- наемных работников компания-посредник может предоставлять только на временной основе (договор не может быть заключен более чем на 9 месяцев);
- услуги по аутстаффингу также могут предоставляться и другими юридическими лицами, не только частными агентствами занятости. Не запрещена такая деятельность и иностранным компаниям.