Аналитический центр «Эксперт» продолжает систематическое изучение и поиск адекватной оценки эффективности научной и инновационной деятельности российских университетов.
В 2016 году АЦ «Эксперт» уже представил измеритель, дающий полное представление о публикационной продуктивности российских вузов (национальный рейтинг научной продуктивности университетов - «Рейтинг факультетов»).
В октябре 2017 года будет представлен рейтинг, дающий представление о способности университетов к генерации инноваций – Индекс изобретательской активности.
В его основу будут заложены те же принципы, что и при подготовке рейтинга научной продуктивности вузов. Это использование объективных проверяемых показателей, возможность масштабировать исследование на другие страны (возможность сопоставления с вузами других стран и опора на наиболее авторитетные в мировом сообществе базы данных, обеспечивающие корректность сопоставлений), акцент на оценку динамики последних нескольких лет (а не накопленного за многие десятилетия потенциала).
В 2018 году планируется описать последнюю составляющую проекта – предпринимательскую результативность российских вузов, после чего мы получим целостную карту научной и инновационной активности российских университетов.
Основным источником данных для подготовки Индекса изобретательской активности являются международные патентные базы. Востребованность патента является одним из важнейших результатов инновационной деятельности. Число полученных лицензий на использование той или иной технологии, число цитирований патента, география патентной защиты и иные связанные с ними показатели достаточно полно характеризуют способность университета генерировать инновации. Способность университета к коммерциализации этого потенциала, или предпринимательство, в данном сопоставлении не оценивается.
В настоящее время сформированы методологические подходы к оценке уровня изобретательской активности, выделен перечень релевантных показателей. Как и в рейтинге научной продуктивности, в сопоставление в будущем будут включены как университеты других стран, так и другие субъекты инновационной деятельности на территории РФ (не только университеты).
Как оценивают динамику инновационной активности вузы, претендующие на лидерство в данной сфере?
Голушко Сергей Кузьмич, д.ф.-м.н., первый проректор - проректор по финансово-экономической и инновационной деятельности НГУ:
- Новосибирский государственный университет вошел в число пяти пилотных университетов по развитию студенческого технологического предпринимательства. В апреле 2017 года в НГУ создан и начал успешно функционировать Центр трансфера технологий и коммерциализации.
Продвижение разработок университета будет осуществляться с помощью механизмов, реализованных в Российской, Европейской и международной сетях трансфера технологий (RTTN, ETTN, ITTN).
С весны 2017 года ведется интенсивная подготовка проектов для участия в конкурсах НТИ в рамках дорожных карт AeroNet (проект «Аэротомография»), NeuroNet (проект «Терраностика») и SafeNet (проект «Атомные часы»).
Продолжается активная работа по участию в конкурсах Минобрнауки в рамках Постановления 218. Ведутся проекты, связанные с разработкой аналитических инструментов потоковой обработки больших объемов данных в телекоммуникационных сетях. Готовится к старту проект по исследованию уникальных свойств и применению нанокомпозитных материалов в различных высокотехнологичных отраслях промышленности, в том числе, в гражданском авиастроении.
В 2016 году начата работа по созданию Венчурного фонда прямых инвестиций Новосибирского государственного университета и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники при поддержке Российской венчурной компании и управляющей компании KAMAFLOW Business Launcher. Фонд станет интегрирующим звеном в области технологического развития университетов и позволит капитализировать результаты НИОКР.
НГУ является удобной интегрирующей площадкой для организации и проведения современных мультидисциплинарных исследований совместно с институтами Сибирского отделения РАН. Результатом этой совместной деятельности становятся, в том числе, объекты интеллектуальной собственности, оформленные на несколько организаций.
Конечно же есть ряд проблем, которые сдерживают развитие университета в этом направлении. Прежде всего это связано с необходимостью очень серьезных финансовых вложений в зарубежное патентование и отсутствием каких-либо гарантий на их окупаемость. Российские патенты на полезные модели и изобретения в значительной степени используются в качестве индикаторов отчетности, а не как средство для заметных внебюджетных поступлений в университет.
Лучшим способом стимулирования изобретательской активности является финансовая заинтересованность изобретателя и патентообладателя в успешной коммерциализации интеллектуальной собственности.
Проректор СФУ по науке и международному сотрудничеству Сергей Верховец:
- Если оценивать динамику инновационной активности по стандартным показателям реальной коммерциализации, то можно смело говорить, что она положительна. Так, за три года заказы НИОКР от промышленных партнеров в расчёте на одного преподавателя выросли со 150 тысяч до 370 тысяч рублей. Кроме того, в 4 раза увеличилось количество малых инновационных предприятий в оборотом свыше 1 миллиона рублей. Наконец, на 30% вырос доход от патентов и лицензионных соглашений.
Но положительная динамика в целом по университету сталкивается с инерционным отношением отдельных преподавателей, которые не до конца понимают, что такое патент и каковы возможности коммерциализации интеллектуальной собственности. Думаю, что это скорее болезнь роста. Вопросы о необходимости патента для защиты, например, аспиранта, поступают от представителей профессуры все реже.
Ещё одна проблема или, скорее, сложность связана с патентованием за рубежом. Для динамичного рынка инноваций - это слишком длительная и дорогостоящая процедура. Поэтому работаем, используя иные форматы использования нематериальных активов, например «ноу-хау» (секреты производства), а также соглашения о неразглашении (NDA).
Руководство университета убеждено, что для того, чтобы работа по коммерциализации результатов инновационной деятельности принесла свои плоды, необходимо стимулирование изобретательской активности и развитие навыков техно-предпринимательства. Прежде всего, это касается высвобождения времени тех преподавателей и представителей учебно-вспомогательного персонала, которые готовы заниматься инновациями. Такая возможность официально закреплена в трудовом соглашении. Разумеется, необходимо развивать в университете инновационную инфраструктуру, в том числе консалтинговую, формировать отдельные подразделения: Центр прототипирования, Центр коллективного пользования и так далее. В ряде случаев, когда разработки не могут быть воссозданы или прототипированы в университете или в инновационной структуре региона, мы прибегаем к возможностям наших промышленных партёров, запуская опытное производство в рамках соглашения на предприятиях. Либо, наоборот, формируем R&D-центры под патронажем компании на территории кампуса, как произошло с R&D-центрами нефтесервисной компании Schlumberger и ГМК «Норникель».
Большой импульс в настоящее время дают программы Минобрнауки РФ и других министерств Правительства РФ, такие как ФЦП ИР, ППРФ №218 и другие формы поддержки инноваций и партнерства образования, науки и промышленности.
Рейтинг позволит перевести фокус общественного внимания в области востребованности инноваций с обсуждения общего контекста на анализ конкретных проблем и формирование работающих механизмов поддержки инноваций.