Сейчас, наверное, даже самым ярым оптимистам очевидно, что Голливуд находится в глубоком кризисе, который, можно сказать, ребром ставит вопрос о судьбе Фабрики грез в мире цифрового стриминга. Кассовые сборы в кинотеатрах Северной Америки в августе, кстати, в самом «хлебном» для кинокомпаний месяце, в этом году составили, по данным ComScore, 625,1 млн долларов. Это почти на 35% меньше, чем в августе 2016 г.
Аналитики объясняют такой обвал сборов не только сразу несколькими провальными картинами, потому что неудачи всегда были и всегда будут, но и растущей не по дням, а по часам конкуренцией. Голливуд теснит как стремительно набирающее популярность телевидение, продукция которого все больше напоминает широкоформатные киноленты (наиболее яркий пример – сверхпопулярный телесериал «Игра престолов» компании HBO), так и контента стриминговых компаний типа Amazon, Netflix и Hulu.
«Киностудии потеряли право на ошибку ввиду невероятного контента на других платформах»,- объясняет ситуацию старший аналитик ComScore Пол Дергарабедян.
Конечно, и этим летом были удачные в коммерческом отношении премьеры. Особенно популярны сейчас новые экранизации комиксов: «Чудо женщина» студии Warner Bros и «Человек паук» кинокомпании Sony. Хорошие сборы сделали и семейные ленты типа «Гадкий я 3» от Universal и очередной фильм франшизы «Пираты Карибского моря».
И все же негатива намного больше. Об убытках киностудий красноречиво говорят цифры. Бюджет «Валериана и города тысячи планет» Люка Бессона составил 180 млн долларов без учета расходов на рекламу и маркетинг, а в премьерный уик-энд он собрал в США всего лишь 17 млн. Немного поправили дела киноманы в других странах. По данным Internet Movie Database, картина собрала за рубежом 133 млн долларов.
Провалом, по крайней мере, в Америке оказалась и долгожданная «Мумия» с Томом Крузом в главной роли, получившая разгромные рецензии критиков. При только съемочном бюджете в 125 млн долларов она собрала в премьерные выходные лишь 32 млн. «Мумия» тоже наверстала за границей, собрав в мировом прокате на начало сентября 450 млн долларов.
Если бы не зарубежные поклонники кино, некоторые голливудские студии сейчас вполне могли бы находиться на грани банкротства. Впрочем, и здесь немало проблем. Самая большая – миллиардный китайский рынок. Кинозрители из Поднебесной лет десять выручали Голливуд, но сейчас, похоже, китайский кинорынок перегрелся и должен хотя бы немного остыть. Кассовые сборы в КНР непрерывно росли двузначными темпами с 1999 года. По совсем недавним прогнозам специалистов, китайский рынок в этом году должен был обойти американский, но в прошлом году стремительный рост резко замедлился - в 2016 г. кассовые сборы в Китае выросли всего лишь на 2,4%. Для сравнения: в 2015 г. рост был 49%!
В результате киностудиям придется возвращаться к выпуску картин, предназначенных для американского, а не китайского зрителя, как неоднократно было в последние годы.
После летнего провала в этом году, наверняка, начнутся длительные «разборы полетов».
«Это лето станет громкой сиреной, которая разбудит кинематографистов, и возможностью для студий и кинотеатров исправить ошибки и вернуться на правильный путь.» ,- полагает Пол Дергарабедян.
Исправлять ситуацию Голливуду придется самому. На Китай сейчас лучше не надеяться. Фабрика грез получала неплохую подпитку не только от многомиллионных кассовых сборов в Поднебесной, но и от прямых инвестиций китайского бизнеса. У китайских миллиардеров в последние годы особой популярностью пользовалась покупка не только английских футбольных клубов, но и активов в Голливуде. Наиболее яркий пример в этом отношении – покупка в прошлом году за 3,5 млрд долларов компанией Dalian Wanda Group, принадлежащей Ван Цзяньлиню, одному из самых богатых китайцев с состоянием 28,7 млрд долларов, известной голливудской киностудии Legendary Entertainment Group и сети кинотеатров в США. В послужном списке Legendary немало блокбастеров, включая такие картины, как «300» и «Годзилла», но после смены владельцев она начала снимать провальные ленты. Сейчас миллиардным покупкам, похоже, наступил конец. Озабоченное финансовым состоянием крупных китайских компаний и их экстравагантными расходами китайское руководство составило черный список активов, в которые им вкладывать деньги запрещено. Среди них и голливудские активы.