Растают — а они отстали
Выступление госсекретаря США Рекса Тиллерсона в столичном Вильсон Центре стало очередным подтверждением того, что в Белом доме осознали ошибку предшественников и теперь энергично пытаются догнать конкурентов, ушедших вперед в гонке за богатствами Арктики. Ситуацию осложняет то, что интерес к чрезвычайно богатому ресурсами региону проявляют не только арктические страны, но и государства, расположенные от него далеко. Самое активное из них — Китай.
«Арктика сегодня важна,- приводит Business Insider слова главы внешнеполитического ведомства США, произнесенные на мероприятии, которое было организовано Центром стратегических и международных исследований (CSIS). — В будущем, когда растают льды, ее значение еще больше вырастет. Причем, не только с экономической и торговой точки зрения, но и с позиции защиты национальных интересов. Арктика чрезвычайно важна для Америки».
В завершение своего выступления Тиллерсон подчеркнул, что США сильно отстали от конкурентов, и напомнил, что Арктика является приоритетом в политике Москвы и что ледоколы сейчас строит даже такие удаленные от нее страны, как Китай, который прекрасно понимает ее важность.
Сколько ледоколов у Америки
Китайский научно-исследовательский ледокол «Сюэ Лун» (Снежный дракон) в октябре впервые прошел через Северо-западный проход. Он стал первым китайским полярным судном, которое успешно прошло все три главных арктических маршрута. Всего же у Пекина три легких ледокола и еще один сейчас находится в процессе строительства.
«Думаю, у нас сейчас один действующий ледокол»,- заявил Рекс Тиллерсон в Вашингтоне.
Госсекретарь не совсем прав. Формально Береговая охрана США имеет три ледокола. Еще одно судно, способное пробиваться через льды, имеется у Национального научного фонда США (NSF). Однако на ходу лишь два ледокола Береговой охраны: тяжелый ледокол «Полярная звезда», способный пробивать почти двухметровую толщу льда на скорости 3 узла, и средний ледокол «Хили». Он, хотя и превосходит «Полярную звезду» по габаритам, но уступает ей по мощности. Кстати, ни один из американских ледоколов не является атомными.
«Полярная звезда» была спущена на воду в 1976 году. В 2012 году судно было обновлено, но оно все равно выработало тридцатилетний срок. Комендант Береговой охраны, адмирал Поль Цукунфт заявил в этом году, что флагман порядного флота Америки находится в плохом состоянии. Он даже назвал его - «жизнеобеспечением».
Что касается NSF, то «Натаниэль Палмер» - легкий ледокол. Он значительно уступает по размерам кораблям Береговой охраны и в основном используется в научных исследованиях.
Американцы кидаются вдогонку
Для сравнения: у России более 40 ледоколов, включая пять действующих атомных ледоколов и один («Советский Союз») в резерве. Справедливости ради нужно отметить, что Российская Федерация имеет наиболее протяженную береговую линию Северного Ледовитого океана, по сравнению с другими странами. Российский ледокольный флот — Росатомфлот является предприятием государственной корпорации «Росатом».
Семь средних и легких ледоколов у Финляндии, хотя они не принадлежат государству. По шесть полярных судов у Швеции и Канады, но у них тоже нет тяжелых ледоколов.
Контр-адмирал Майкл Макалистер, командующий 17-м районом Береговой охраны, в который входят почти 10 млн км² Аляски и Арктики, настроен менее пессимистично. Он считает, что отношения с соседями по Арктике у Америки вполне нормальные. В частности, он особо остановился на «позитивных» отношениях с Россией в отношении Берингова пролива, разделяющего страны.
Но его взгляды не совпадают со взглядами непосредственного начальника. Адмирал Цукунфт образно заявил летом 2015 года, что в Арктике США и Россия играют в «разных лигах». Америка при этом, естественно, играет в низшей лиге.
Береговая охрана США в лице контр-адмирала Макалистера считает «хорошим партнером» в Арктике и Китай, с которым она сотрудничает по многим вопросам.
«У нас отличные рабочие отношения с китайской Береговой охраной»,- подчеркнул он, выступая в Вашингтоне на встрече CSIS. Действительно, американские и китайские корабли осуществляют совместное патрулирование, а китайские моряки – частые гости на американских судах. Контр-адмирал не боится проникновения Китая в Арктику, хотя и внимательно следит за его действиями в регионе. Между тем, делать это трудно, учитывая ограниченные возможности Береговой охраны США.
Две самые большие заботы Майкла Макалистера ввиду очень больших расстояний, это разливы нефти и массовые эвакуации. По словам контр-адмирала, трудно защищать национальные интересы Америки в регионе, когда в его распоряжении не больше одного-двух действующих кораблей и нескольких вертолетов. Конечно, этого явно недостаточно для столь обширного района.
Береговая охрана просит Конгресс выделить средства на новый тяжелый ледокол, который она хочет начать строить в конце 2019 года. Адмирал Цукунфт хочет построить как минимум три тяжелых ледокола, каждый из которых может стоить около 1 млрд долларов, и три средних полярных корабля. Причем, в зависимости от обстановки количество строящихся кораблей может увеличиться. Первый из тяжелых ледоколов должен быть спущен на воду в 2023 году.