По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, Россия завершила процесс адаптации к жизни в условиях санкций и вышла на траекторию роста. На сегодняшний день мы уже извлекаем пользу из сложившейся ситуации, сказал он в интервью телеканалу «Россия 24». В числе выигравших секторов экономики Песков назвал, в частности, сельское хозяйство, где аграрии были «очень недовольны» отменой ограничений.
Между тем, в Европе продолжают подсчитывать убытки от введенных ею же санкций в отношении России. Самые же значительные потери несет экономика Германии – порядка 40% убытков коснулись именно этой страны, по оценкам экономистов Института мировой экономики в Киле (IfW), передает РИА Новости. Другие страны затронуты в меньшей степени: По данным института, экспорт Великобритании в Россию упал на 7,9%, Франции – на 4,1%, на США приходится лишь 0,6% экспортных потерь. Ежемесячный экспорт Германии в Россию в связи с санкциями в среднем сократился примерно на 727 млн евро. Также отмечается, что только в 2015 году потери западных стран от ограничения торговли составили 44 млрд долларов, при этом 90% убытков приходилось на ЕС.
Введение ограничительных мер и секторальных санкций в отношении России со стороны стран ЕС действительно оказало крайне негативное воздействие на внешнеторговый оборот, говорит генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов, и в числе наиболее пострадавших стран оказалась Германия. Еще в 2014 году товарооборот между нашими странами оценивался в 70,1 млрд долларов, из которых 33 млрд долларов приходилось на импорт продукции германских компаний. На тот момент Германия являлась третьим крупнейшим торговым партнером РФ. Однако ситуация существенно изменилась: по итогам 2016 года товарооборот упал почти вдвое, до 39 млрд долларов, при этом на российский рынок было поставлено товаров из Германии всего на 19,4 млрд долларов. В этом году, по итогам 10 месяцев товарооборот не превысил 35 млрд долларов и, скорее всего, существенных изменений относительно значений прошлого года не претерпит.
Машин, оборудования и транспортных в 2014 году из Германии было поставлено на 16,9 млрд долларов, то в 2016 — всего на 9,2 млрд долларов. Очевидно, что недополученные немецкими производителями 7,7 млрд долларов можно назвать не самым положительным следствием введения санкционного режима.
Сегодня промышленный сектор ЕС находится в очень непростой ситуации: с одной стороны, навязанные Вашингтоном санкции ограничивают возможно развития экспорта в Россию, с другой — все тот же Вашингтон готовиться ввести заградительные 20% пошлины на ввоз импортного оборудования и машин, что де-факто сделает их неконкурентоспособными на американском рынке. Ситуация крайне сложная, полагает Александр Шустов, и в конечном итоге она должна завершиться вполне очевидным решением об отказе от санкционного режима. Это лишь вопрос времени.
Он признает, что и в самом деле далеко не все сектора российской экономики будут рады отмене санкций: машиностроение, сельское хозяйство, легкая промышленность являются основными бенефициарами секторальных санкций, поскольку они получили возможность ускоренного развития на фоне снижения конкуренции с дешевым импортом. Несмотря на действие санкционного режима, в прошлом году темпы роста промышленного производства в обрабатывающем секторе впервые сравнялись по уровню с добывающим, а это важный знак, говорящий о том, что экономика России эволюционирует и развивается.
В то же время, как отмечает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. если сравнить данные по внешней торговле с РФ со всем объемом экспорта Германии в 2016 году, который достиг 1330 млрд долларов, то станет понятно, что катастрофы для Германии не происходит. Ей, конечно, удобно было бы поставлять в Россию свои экспортные товары, но ее вполне устраивает и экспорт в США, который за год набирает объем примерно 200 млрд долларов, а также экспорт в страны ЕС и Китай.
По мнению аналитика, Германия заговорила о том, что санкции против России и взаимное эмбарго мешают ей, потому что на носу налоговая реформа в США, инициированная Дональдом Трампом. Эта реформа даст беспрецедентное снижение налога на прибыль корпораций, с 35% до 20%, и одновременно — обложит пошлиной в 20% почти все товары, которые производятся не на территории США. Для европейских экономик это будет большой удар, и они начинают задумываться, какие шаги они могут предпринять, чтобы тоже увеличить привлекательность своих юрисдикций для бизнеса.
Мир находится на пороге новой эпохи торговых войн и, видимо, даже ВТО может успеть распасться, не говоря уже о двухсторонних или многосторонних соглашениях о торговле, которые заключались в 90-е, полагает Алексей Антонов. Есть мнение, что Германия и другие ведущие страны ЕС уже сейчас стараются удержать низкий курс евро к доллару, чтобы получать преимущество в экспортных ценах, то есть торговая война уже происходит.
Россия в этой торговой войне не способна оказывать давление на соседей из-за низкого объема экспорта, но все-же может оказаться в благоприятных условиях, считает Алексей Антонов. Велика вероятность, что Германия пересмотрит свои санкции, потому что для них экономика важнее политики в данный момент, полагает он.
Что будет с экономикой России после Выборов 2018: Выйти из обороны