Минфин решил экстренно повысить налог на курение

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
16 сентября 2020, 13:07

Повышения акциза на такую величину не было в плане законопроектной деятельности, оно вызвано чрезвычайными обстоятельствами. Аналитики ожидают роста теневого оборота табака и вейпов, называя будущий акциз беспрецедентно высоким. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркивает, что пока что речь идет только о проекте поправок.

Алексей Белкин/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Минфин предложил в 2021 году сразу на 20% повысить акциз на все виды табачной продукции, а также на электронные сигареты, сообщил РБК. Этой поправкой в Налоговый кодекс  ведомство реагирует на чрезвычайные обстоятельства эпидемии коронавируса и бюджетный дефицит, вызванный мерами по борьбе с ней.

«Внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии», — обосновал предложение Минфина его представитель.

Он сообщил также, что в последующие годы ставка акциза будет индексироваться стандартно, с учетом уровня прогнозируемой инфляции. Поступивший из Минфина документ уже одобрен комиссией правительства по законопроектной деятельности и будет теперь рассмотрен на его заседании.

В 2021 году ставки акцизов на сигареты, табачную и никотиносодержащую продукцию, а также электронные сигареты должны были вырасти всего на 4%. Например, действующая сейчас ставка акциза на сигареты — 1996 руб. за 1 тыс. штук, в следующем году должна была вырасти до 2045 руб. Ставка акциза на электронные сигареты и вейпы — с 50 до 52 руб. за штуку.

В предложенных Минфином поправках в 2021 году ставка акциза определена уже в 2359 руб. и 60 руб. соответственно.

Сколько способен дать бюджету табачный акциз? По итогам этого года Минфин планирует собрать около 600 млрд руб. акцизов на реализацию табачных изделий и их современных заменителей.

 

Здоровый акциз

 

Дефицит российского бюджета по итогам текущего года может составить 4—6% (4—7 трлн рублей) из-за снижения экспорта, сокращения мировых цен на энергоносители и роста затрат на противоэпидемиологические мероприятия по коронавирусу, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Поэтому понятно, что правительство вынуждено искать источники пополнения доходной части бюджета России. В том числе это касается и различных акцизов, из которых акцизы на табачную продукцию предлагается повысить существенно. Это обоснованно, так как постепенное удорожание сигарет в России привело к тому, что их потребление снижается.

И с точки зрения улучшения ситуации со здоровьем населения эта мера эффективна, уверен эксперт: потребление табачной продукции давно перестало быть модным, вместо этого россияне стали активнее заниматься спортом и следить за собственным здоровьем. Также стоит отметить, что такие косвенные налоги на табачную продукцию воспринимаются в обществе без отторжения, некурящая часть населения даже приветствует эти меры.

Высокие цены на табачную продукцию — это испытанный способ улучшения здоровья населения в западных странах, где также высокие акцизы на сигареты, вейпы и другие виды таких товаров, отмечает он. Еще в 2017 году Минздрав России присоединился к антитабачной конвенции, где повышение акцизов и удорожание табачной продукции называется жестким методом стимулирования курильщиков к отказу от вредной привычки.

Тем не менее, указывает Артем Деев, несмотря на то что в последние годы табачная продукция подорожала значительно, акцизы поднимались неоднократно, Россия по—прежнему остается второй самой курящей страной в мире после Китая. Так что увеличение сборов обоснованно как с точки зрения здоровья граждан, так и с точки зрения наполнения бюджета страны, считает он.

Противоречивая мера

Резкое повышение акциза с точки зрения поиска дополнительных источников дохода для бюджета оправдано, это действенный способ, уверен и главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Но он бы был еще более эффективным, полагает эксперт,  если бы в России хорошо боролись с контрафактом.

А поскольку серая продукция на рынке вопреки стараниям надзорных органов по—прежнему присутствует, то наполняемость бюджета может быть существенно ниже ожидаемой. Так, например, по усредненным данным за два последних года на оборот нелегальных сигарет приходится не менее 10% российского рынка, что оценивается порядка 100 млрд рублей потенциальных налогов «мимо ФНС».

Соответственно, при столь высоком акцизе, который можно справедливо назвать самым беспрецедентным за всю историю современной России, говорит аналитик, этот сектор может еще больше увеличится. Нелегальных производителей не остановят и высокие риски.

На фоне падения доходов из-за пандемии он считает повышение акцизов на табак не оправданным с социальной точки зрения, при том, что эта мера непопулярна и для крупного бизнеса.

Минфин еще в поиске

 

В среду на вопросы журналистов по поводу планов повышения табачного акциза, а также еще одного налога — НДПИ для химической и металлургической промышленности, ответил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Никаких решений пока не принималось, — заявил он. — Разумеется, Минфин действует сообразно обстоятельствам, которые сложились в результате беспрецедентной пандемии и мирового экономического кризиса, который был этой пандемией спровоцирован. Ведется экспертное обсуждение. Действительно, Минфин, который сталкивается с дефицитом бюджета, ищет источники для увеличения доходной части бюджета. Это совершенно нормальный процесс, но еще раз повторю: решения не принимались на этот счет».
Дмитрию Пескову, сообщает РИА Новости, был задан вопрос, как предложения Минфина по мобилизации доходов в бюджет коррелируют с обещаниями президента не менять налоговые условия для бизнеса в течение шести летие акцизов на табак.
Впрочем, о том, что данные законодательные новации еще не приняты, известно заранее. В Думу они не поступали, правительство на своем заседании их еще не рассмотрело. Пока, действительно, это лишь решение Минфина внести соответствующие предложения в ходе поиска им источников наполнения бюджета. Общественная реакция на них, о которой тоже судить сегодня преждевременно, скорее всего, будет принята во внимание.
А вот многочисленные предложения экономистов и бизнеса о том, что для повышения сбора налогов нужно наращивать налоговую базу, а не налоги, вряд ли будут приняты во внимание, как и прежде.