Биржа становится доступнее для компаний!

5 октября 2020, 16:32

Еще два-три года назад небольшие компании могли только мечтать о привлечении финансирования через биржу, однако теперь мечты становятся реальностью. При этом те, кто заслужил право размещения могут получить даже больше, чем рассчитывали.

С 1 октября Московская биржа начала требовать от компаний, планирующих размещать высокодоходные облигации, наличие кредитных рейтингов. Таким образом, получить доступ к финансированию становится несколько сложнее, однако, как отметил генеральный директор «Мосгорломбарда» Алексей Лазутин, в свете активного притока на биржу частных инвесторов, а значит, и расширения финансовых горизонтов для эмитентов, эти дополнительные усилия полностью себя оправдывают.

По словам исполнительного директора по рынку инноваций и инвестиций Московской биржи Геннадия Марголита, обсудившего с Алексеем Лазутиным перспективы, которые открывает для представителей МСП выход на биржу, введение дополнительных критериев оценки полностью оправдано, ведь таким образом минимизируются риски для инвесторов.

«Объективно оценить качество актива может именно рейтинговое агентство», – пояснил Геннадий Марголит, отметив, что это не гарантия, но крайне важный инструмент оценки.

При этом, как напомнил Алексей Лазутин, еще недавно биржа, как инструмент привлечения денежных инвестиций для ряда компаний была вообще недосягаема. Сейчас же для бизнеса действуют целые площадки со льготным входом. В частности, Московская биржа организовала сразу несколько секторов, предназначающихся для эмитентов, только набирающих обороты. В их числе – Сектор роста и Рынок инноваций и инвестиций.  

Новые возможности для МСП

По словам Геннадия Марголита, эти сегменты, и в частности, Сектор роста, появившийся всего пару лет назад, призваны помочь относительно небольшим компаниям (в первую очередь речь идет о субъектах МСП), которые получают возможность привлечь средства инвесторов, размещая облигации и акции. Этим уже успешно воспользовались около 30 эмитентов, причем некоторые сделали уже по несколько выпусков.

При этом, как отметил Алексей Лазутин, сейчас представители МСП, выходящие на биржу, получают весомую государственную поддержку –  целый комплекс мер. Это, в частности, субсидирование ставки купона – 2/3 от ставки рефинансирования для эмитентов-субъектов МСП, размещающихся в Секторе роста. Плюс – государство субсидирует подготовку к листингу. По словам Геннадия Марголита, на эти цели эмитентам выделяют 1,5 млн рублей. Кроме того, МСП-банк предоставляет якорные инвестиции, таким образом принимая на себя часть эмиссии.

«МСП-банк, как профессиональный инвестор, проводит профессиональный due-diligence, и частным инвесторам гораздо комфортнее заходить в такое размещение», – поясняет Марголит, добавляя, что кредитная организация берет на себя до половины эмиссии. А «Корпорация МСП» в краткосрочной перспективе начнет выступать гарантом по выпускам.

Как отмечает Алексей Лазутин, таким образом облигации, размещающиеся в Секторе роста, отчасти становятся эквивалентом государственных бумаг. Различия, конечно, есть, но оказываемая господдержка кардинально снижает риски. При этом приносить такие бумаги будут больше, чем ОФЗ. Разница с доходом от гособлигаций, по словам Геннадия Марголита, может составлять около двух процентов, а, возможно, и больше.

Инструмент не для всех

Естественно, далеко не все компании могут претендовать на выход на биржу. Наличие рейтинга – далеко не единственный критерий допуска. В Сектор роста могут войти организации, чья выручка составляет не менее 120 млн рублей в год, но при этом не более 10 млрд рублей – для эмитентов облигаций и не более 25 млрд рублей для эмитентов акций. Минимальный объем выпуска облигаций должен составлять не менее 50 млн рублей.

Кроме того, значения имеет срок существования компании, ее кредитная история. Не лишним для потенциального эмитента будет и проведение аудита.

Приоритет при выборе компаний-эмитентов отдается субъектам МСП, промышленным компаниям и компаниям с экспортной выручкой, а также предприятиям, демонстрирующим рост финансовых показателей. При этом, по словам исполнительного директора по рынку инноваций и инвестиций Московской биржи, оценка ведется еще и по роду деятельности. Так доступ в Сектор роста закрыт для бизнеса, связанного с алкоголем и табаком, а также для финансовых организаций. Впрочем, если говорить о последних, то однозначного решения тут нет: компании могут быть многопрофильными и решение по ним будет приниматься Комитетом Совета Сектора в индивидуальном порядке.

В числе тех, кто уже успешно размещает облигации на бирже – девелоперы, инновационные компании, работающие в сфере медицинских лабораторных исследований, промышленные предприятия и даже представители общепита.

Получается, что для стремящихся к развитию компаний, готовых при этом приложить определенные усилия и соблюсти ряд требований, открываются широчайшие возможности на современном фондовом рынке. Ведь сегодня они размещают облигации на бирже, а через год-два уже могут выйти на IPO. Такую цель, например, поставила компания «Мосгорломбард» и уверенно движется в заданном направлении – в ближайшее время организация как раз должна получить кредитный рейтинг, а на 2022 год запланирована организация первичного публичного размещения.