Коронавирусная пандемия в 2020 году сильно ударила по нефтяной отрасли, резко сократив экономическую активность и практически остановив передвижения туристов. Китай является крупнейшим импортером нефти на планете и одной из очень немногих стран, которые в этом году не только не снизили, но и даже увеличили импорт нефти, пользуясь снижением цен поставщиками.
«В этом году Россия пока обходит Саудовскую Аравию в острой борьбе за право считаться главным экспортером нефти в Китай,- считает аналитик Vortexa Серена Хуан.- Эр-Рияд и Москва идут бок о бок и имя победителя по итогам года пока еще неизвестно».
Ожидается, что в ноябре КСА поставит Пекину 2,13-2,24 млн б/с, что почти вдвое больше октябрьских цифр. Ноябрьские поставки станут самыми высокими в году. На данный момент самые высокие поставки были зафиксированы в мае: 2,1-2,14 млн б/с.
Ноябрьский рывок объясняется тем, что главная саудовская нефтяная компания Saudi Aramco резко снизила в октябре цены для азиатских клиентов. В ноябре в Китай как раз начали приходить танкеры с аравийской нефтью, купленной по низким ценам.
Российские поставки нефти в КНР в ноябре согласно прогнозу Vortexa несколько снизятся: с 1,55 млн б/с до 1,49 млн б/с.
Основная часть аравийской нефти в ноябре поступает в Китай через Цюаньчжоу, Чжоушань, Чжаньцзян и Нинбо. Резкий скачок поставок уже привел к заторам у портов и проблемам с разгрузкой. Это может привести к некоторому снижению экспорта аравийской нефти в КНР в декабре, но в целом, считает аналитик Kpler Александр Бут, картина не изменится.
Тройка главных экспортеров нефти в Китай в этом году нарастила дневные поставки. Пока по масштабам роста средних ежедневных поставок в 2020 г. лидирует Ирак. Поставки иракской нефти за 11 месяцев текущего года увеличились почти на 190 тыс. б/с. по сравнению с 2019 годом.