Российские мастера сериальных дел постепенно прекращают выпускать на рынок в производственных масштабах откровенно низкосортный продукт, хотя чудовищных примеров еще предостаточно. Но многие научились снимать или неплохо, или безукоризненно хорошо. Без дураков, нам есть чем гордиться в этом году — «Псих», «Вампиры средней полосы», «Нежность» и т.д. Но былые достижения позади, за рубиконом лета. Впрочем и в пору отпусков — по традиции, самое гиблое время для кинорелизов и телешоу — было, чем поживиться. Сегодня в нашем обзоре три, если не самых лучших, то самых рейтинговых и обсуждаемых российских сериала, которые вы могли пропустить летом.
«Медиатор»
где смотреть: стримсервис START
Лидер просмотров, уже вошедший в топ-250 сериалов по версии главного кинопортала страны «КиноПоиск», — психологический триллер «Медиатор» повествует о редкой профессии переговорщика или, что благозвучнее, медиатора. Главный герой Андрей Павлов (Андрей Бурковский) работает в МВД и занимается переговорами с террористами и другими людьми в критических ситуациях. Но не только. Внушительные суммы, позволяющие вести вызывающе роскошную жизнь, Павлов получает от состоятельных людей, которые не могут по-хорошему договориться ни с партнерами, ни с конкурентами, ни тем более — с собственными родственниками. Для своих клиентов Андрей подбирает разные психологические тактики: от шоковой терапии (в ход идут перевоплощения, реалистичные инсценировки ситуаций и кровавые туши на капоте) до вкрадчивых разговоров психоаналитика.
Циничная бизнесвумен в исполнении Виктории Толстогановой просит Павлова спасти дочь (Ирина Старшенбаум) от жизни содержанки у богатых пожилых папиков. Павлов дерзко крадет девушку и грозит продать в сексуальное рабство (несерьезно, но вполне убедительно). Другая экстравагантная женщина (Дарья Мороз) хочет правдами и неправдами склонить брата (Даниил Воробьев) к продаже ей акций компании их умершего отца. Медиатор инсценирует абьюзивные отношения с заказчицей, чтобы вызвать жалость у брата и убедить его все подписать. Попутно ведется следствие по делу таинственных самоубийств подростков, которым занимается совершенно безбашенная сотрудница ФСБ Маша Русанова (Юлия Пересильд). Героиня Пересильд оказывается единственной достойной визави протагонисту, ловкому манипулятору и властителю преимущественно женских сердец. Ведь до последней серии второго сезона так толком и не понять, кто же такой мистер Павлов. Трикстер, прикидывающийся дурачком? Неуравновешенный, но все-таки безобидный тип, закрывающийся от последствий детской травмы? Или умный харизматик со своеобразными моральными рамками, которому люди слишком легко вверяют свои судьбы, отчего у героя развивается синдром мизантропа с хроническим одиночеством?
Несмотря на довольно бесхитростную детективную коллизию, авторы «Медиатора», подстать своему главному герою, умело манипулируют вниманием зрителя, играя в психологические ребусы во взаимоотношениях персонажей. Интересно узнать не кто злодей и убийца, а как отразятся многочисленные события (сценаристы уж постарались) на чувствах героев, к которым искренне прикипаешь, как к родным.
«Хрустальный»
где смотреть: стримсервис KION
Мрачная и очень крепкая криминальная драма по сценарию Олега Маловичко, ключевого автора хрестоматийного «Метода», по праву вошла в топ-250 с высоким зрительским рейтингом. Как и «Метод», «Хрустальный» - продукт продюсерской компании Александра Цекало Sreda. Создатели сериала рассказывают историю об очередном «охотнике на маньяков», приехавшем из Москвы расследовать исчезновения и убийства детей в заурядном шахтёрском городишке Хрустальный, где, как и по всей стране, укоренена железобетонная триада власти: губернатор, силовой блок (полицейское начальство) и местный криминальный воротило. Столичный следователь Сергей Смирнов (великолепная актерская работа Антона Васильева) сам родом из этого провинциального городка. Здесь в раннем детстве он пережил все разновидности ада: абьюз и физическое насилие в дегенеративной семье и за ее пределами. «Детство ни у кого не бывает счастливым» — Сергей знает, что говорит. В свои 39 он — дерганый, не встроенный в конструкт благополучного общества, вечно пьяный сыщик, и все потому, что макабр в его биографии прописан капслоком. Герой сам в некотором смысле — одержимый маньяк, гоняющийся не столько за убийцей и насильником мальчиков, сколько за собственным трагическим прошлым, ускользающим, словно хвост змеи, свернувшейся в его заблокированном сознании.
В Хрустальном живет старший брат Сергея — Геннадий, начальник угрозыска города, явно замешанный в темных делишках вышеупомянутой триады. Наконец-то у очень интересного актера Николая Шрайбера появилась по-настоящему большая драматическая роль. Глубокий психологический конфликт между братьями — руководящая и направляющая сила «Хрустального». Следить за схваткой двух сильных и неоднозначных личностей — пожалуй, самое интересное в сериале.
Сделан фильм очень затейливо: съемки ручной камерой помогают ощутить отсутствие баланса внутри героев, нет классических «восьмёрок» в диалогах, часто используется голландский угол (специфический приём съемки: чтобы показать душевные волнения или напряжённое состояние героя, камера смотрит на него снизу вверх, при этом горизонт завален набок). Красивые панорамы города с коптера демонстрируют мощь простирающейся вокруг природы и масштаб необузданной враждебной среды российской глубинки. Здесь творится всякое, здесь за правду и персональное достоинство нужно вгрызаться зубами, здесь или ты, или — тебя. Тем более, если ты чужак.
«Пищеблок»
где смотреть: стримсервис КиноПоиск HD
Со времен «Ночного Дозора» тема вампиров никак не оставляет российских кинематографистов. Может быть, в атмосфере что-то витает, или в целом в России тема кровопийц вечно актуальна, но вот уже второй весьма качественный проект в этом году снят о том же, о чем повествует суперхит этой весны «Вампиры средней полосы» с Юрием Стояновым в главной роли. 19 мая, в день рождения пионерской организации Кинопоиск HD запустил сериал «Пищеблок» про пионеров-вампиров.
Эта забористая детская страшилка снята по одноименному роману популярного автора Алексея Иванова. Что лучше, книга или экранизация — вечный вопрос всех конвертируемых в кино литературных текстов. В данном случае роман глубже, однако на его основе родился ностальгически стильный, игривый «советский» хоррор. И пусть злопыхатели брюзжат, что вот, дескать, это наш хилый оммаж «Очень странным делам» и «Оно». Если и оммаж, то не просто не стыдный, а талантливый, хотя честнее было бы отмежеваться от всяческих сравнений и отдать должное авторам (еще одна удачная продукция компании Sreda) — получилось безумно увлекательно и смешно, правда, совсем не страшно. Скорее, как в детском драмтеатре взрослые иногда вздрагивают от неожиданности и трепещут в темноте от жутких актерских завываний.
1980 год. В пионерский лагерь «Буревестник» под Куйбышевом прибывает «олимпийская» смена. Здесь на берегу матушки-Волги (где же еще?) советские подростки столкнутся с древним злом. Обаятельный пятиклассник в очках Валерка Логунов (явно будущая звезда российского экрана Пётр Натаров) становится свидетелем ошеломляющих событий: сосед по палате перевоплощается в упыря, беглые зэки оказываются людоедами, а уродливая повариха, похоже, варит собак в чане. А может это Валеркины фантазии? Но нет, погодите, а почему тогда укушенные пионеры начинают усердно маршировать, никогда не устают, гордо носят красные галстуки, становятся омерзительно образцовыми, как гипсовые статуи юных ленинцев? Надрывно положительный ветеран, попечитель лагеря Серп Иванович (Сергей Шакуров) вместе с сильно пьющим врачом (Тимофей Трибунцев) и лоснящимся как самовар директором «Буревестника» (Николай Фоменко) однозначно хранят страшную тайну о том, кто по ночам управляет пионерской организацией.
Ироничная, визуально изысканная реконструкция советской эпохи с потусторонними вурдалаками, правящими этим миром, — сочная метафора истории страны под названием СССР с очень странными делами, символами и фантазиями, обернувшимися зловещей реальностью. К укусу готов? — всегда готов!