13 октября Еврокомиссия озвучила стратегию Евросоюза в Арктике. Так, Брюссель требует полностью запретить добывать уголь, нефть и газ в Заполярье и соседних регионах. «Комиссия вместе с партнерами изучит многостороннее юридическое обязательство не разрешать дальнейшую разработку запасов углеводородов в Арктике или прилегающих регионах, а также не покупать такие углеводороды, если они будут добываться. Мы могли бы развить частичные моратории на разведку углеводородов в Арктике», — говорится в документе. При этом Европа намерена растространить и на Арктику переход к углеводородной нейтральности, отмечая, что континент обладает огромным потенциалом возобновляемых источников энергии (геотермальной энергии, ветра, зеленого водорода и гидроэнергии).
Но претензии к России у Еврокомиссии есть не только из-за активизации экономической деятельности, но и из-за предпринимаемых РФ усилий по укреплению инфраструктуры обеспечения своей безопасности в Арктическом регионе. ЕК обеспокоена наращиваним военной мощи в российской Арктике, которая, как отмечается в опубликованном документе, «по-видимому, отражает как глобальное стратегическое позиционирование, так и внутренние приоритеты, включая двойное использование инфраструктуры».
Впрочем, угрозу европейским интересам видят не только в России, поскольку наблюдается рост активности других стран, включая Китай, и увеличивается интерес к таким областям, как владение критически важной инфраструктурой, строительство морских кабелей, глобальное судоходство, киберпространство и т.д. «Это чревато превращением Арктики в арену геополитической конкуренции и нанесением ущерба интересам ЕС», — напрямую заявляют в Еврокомиссии.
«Европейский Союз как политическое объединение не имеет никаких прав диктовать представленным в регионе странам, как им действовать на собственной территории. Существует Арктический совет, где представлены три государства-члена ЕС, и чьи интересы учитываются при выработке косинусных решений», — отметил в своем сообщении в Telegram Полетаев.
Он добавил, что «заявления ЕС о правах на определение общей политики стран Арктического региона не могут восприниматься иначе как попытка посягательства на суверенитет независимых государств».
В заключении парламентарий указал, что Россия сама принимает решения в вопросах энергетической политики и обеспечения безопасности на всей своей территории, включая Арктику. «Попытки ЕС в одностороннем порядке устанавливать какие-либо принципы поведения государств в регионе не будут иметь никаких последствий», — подчеркнул Полетаев.
С 2008 года Евросоюз пытался получить статус наблюдателя в Арктическом совете — организации, которая объединяет восемь приполярных государств. К ним относятся Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. До 2014 года такой статус не удавалось получить из-за вето Канады, которую не устраивал запрет Брюсселя на импорт мяса и меха тюленя — традиционного промысла коренных народов Арктики. После 2014 года Евросоюзу мешала Россия, которая таким образом отвечает на введенные санкции. Положительно на заявку Евросоюза реагируют только Дания, Финляндия и Швеция.
13 октября Еврокомиссия опубликовала документ, в котором сказано: «Европейский союз находится в Арктике. Как влиятельный геополитический актор, ЕС имеет стратегические и повседневные интересы как в европейской Арктике, так и в более широком Арктическом регионе. Полное участие ЕС в арктических вопросах является геополитической необходимостью».