Чемпион своей половины Евразии
Всемирный банк опубликовал доклад «Экономическое обновление Европы и Центральной Азии, весна 2021 года: Данные, цифровизация и управление». Согласно документу, из-за новой волны COVID-19 темпы восстановления экономики в указанной части Евразии в 2021 году будут ниже, чем ожидалось ранее, и составят 3,6%, а к 2022 году ВВП на душу населения будет оставаться почти на 3% ниже допандемических значений. Однако ситуация будет крайне неоднородна.
Так, организация полагает, что в России ситуация будет значительно лучше, чем в ряде других европейских стран. Хотя ожидается, что ограничения, введенные для замедления распространения коронавируса, сохранятся до тех пор, пока не будет вакцинирована значительная часть населения.
Несмотря на строгое соблюдение договоренностей о сокращении нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+, уровень активности в промышленности оказался более устойчивым, чем предполагалось, поскольку российские власти сделали выбор в пользу точечных ограничительных мер без введения общенационального карантина.
Поддержку российской экономике, по оценке ВБ, оказали укрепляющиеся цены на нефть и мягкая макроэкономическая политика. Дополнительную поддержку экономическому росту окажет стабилизация цен на сырьевые товары промышленного назначения, а также сохранение ряда поддерживающих мер. В числе последних в ВБ называют мягкую бюджетно-налоговую политику.
Однако, отмечается в докладе, в связи с ускорением инфляции в последнее время Банк России в конце марта повысил ключевую ставку с рекордно низкого уровня.
Тем не менее, Всемирный банк ожидает, что уже в 2021 году темпы роста ВВП РФ составят 4,3%. Предыдущий прогноз предусматривал рост российской экономики на 3,2% в 2021 году. Впрочем, прогнозы на следующие два года ВБ ухудшил: по его оценкам в 2022 и 2023 годы показатель вырастет на 2,8 и 1,8%, а не на 3,2% в 2022 году и на 2,3% в 2023 году. Таким образом, обращает внимание ТАСС, прогноз ВБ на 2021 год оказался оптимистичнее последнего макропрогноза Минэкономразвития, который предусматривает рост ВВП России в 2021 году на 4,2%. На 2022-2024 годы министерство ожидает рост на 3%.
Собственно, еще в июле 2021 года «Эксперт» писал, что инерционный прогноз роста российского ВВП по итогам текущего года дает 4,3%. Тогда отмечалось, что это «весьма внушительная цифра, последний раз гостившая в родных макроэкономических сводках ровно десять лет назад и более чем втрое превышающая среднегодовой темп прироста нашей экономики в невыразительный, да еще отягощенный санкциями период 2012—2019 годов».
В тот же период Банк России на 2021 год давал прогноз 3-4%, а Минэкономразвития повышало свои ожидания с 2,9 лишь до 3,8%. Наиболее оптимистичный прогноз давал ВЭБ.РФ. Согласно его материалам, экстраполяция текущей динамики позволяла выйти на темпы роста российской экономики на уровне 4,3% по итогам 2021 года «даже в условиях сокращения активности в летние месяцы на фоне очередной волны роста заболеваемости».
Судя по всему, правы оказались оптимисты. Вопрос о том, как долго Россия сможет удерживать лидерство в этом объединенном чемпионате восстановления экономик Европы и Центральной Азии.
То, что как считалось, нам мешало, нам помогло
Восстановление российской экономики в самом деле идет более бурными темпами, чем ожидалось, подтверждает кандидат экономических наук, руководитель представительства инвестиционного Фонда ANIF в России Сергей Григорян. Во многом этому способствует восстановление потребительской спроса и рост цен на энергоносители. По многим отраслям мы уже достигли показателей 2019 года, например, в банковском секторе, в логистике, строительстве и т.д. Начинают восстанавливать потери даже самые пострадавшие сектора: туризм, авиаперевозки, ресторанный и гостиничный бизнес. Даже высокие показатели инфляции говорят о том, что экономика восстанавливается быстрее, чем ожидалось.
Но высокие темпы восстановления совсем не говорят о том, что население в данный конкретный момент стало жить лучше, отмечает аналитик. Позитивных изменений в этом направлении с начала года практически не произошло. Но это работа на перспективу, которая обязательно даст результаты в последующие годы. Так уже по итогам следующего года ЦБ планирует вернуть инфляцию на уровень 4-5%, а в 2023 году добиться еще меньших значений. Безусловно, в экономике наметились положительные тенденции, которые реально изменят жизнь россиян в ближайшей перспективе и их уже можно увидеть. Во-первых — это восстановление рынка труда.
Во-вторых, рост зарплат для вновь нанимаемых работников. Анализируя вакансии, можно проследить, что сотрудникам, которых берут на работу в 2021 году, предлагают большие оклады, чем людям на таких же позициях, которые остаются работать на старом месте. Постепенно эта разница нивелируется и, помимо, роста инфляции, мы начнем наблюдать массовый рост зарплат. В-третьих, бизнес полностью адаптировался к работате в условиях пандемии.
На 2022-2023 года прогнозы по росту ВВП не так оптимистичны, но это вполне логично, так как произойдет стабилизация во всех отношениях: стабилизируется спрос, цены на энергоносители, сырье и т.д. То есть, поясняет эксперт, период бурного восстановления закончится.
Независимо от конкретных оценок динамики ВВП, уже очевидно, что по итогам 2021 года российская экономика покажет впечатляющий рост, признает и преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Однако, по его словам, это не является следствием передового характера производительных сил или эффективности использования рычагов институционального регулирования.
Более того, структурно-отраслевой перекос отечественной хозяйственной системы, ориентированный на добычу полезных ископаемых, что всегда считалось недостатком российской экономики, фактически обеспечил ее динамичное восстановление и послужил импульсом краткосрочного роста. Резкое увеличение спроса на сырье (включая продукцию АПК) позволило экспортно-ориентированным производствам нарастить выпуск продукции, что, в основном, и явилось основой ускорения общей положительной динамики.
Кроме того, продолжает эксперт, стимулирующая политика государства хотя и носила достаточно ограниченный характер, в определенной мере способствовала поддержанию внутреннего спроса и продвижению программ национального развития. В частности, централизованные инвестиции и меры поддержки позволили активизировать строительство и создать основы расширения инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока.
В то же время долгосрочные и даже среднесрочные перспективы выглядят не столь впечатляющее. Высокие цены на энергоносители и другие сырьевые товары уже начинают тормозить процесс восстановления мирового хозяйства. Далее, либо рыночная стоимость на данную продукцию резко скорректируется вниз, либо ведущие экономки мира будут втянуты в длительный период стагнации с переходом в стадию полноценного кризиса. Не говоря уже о том, что разгон цен на нефть и газ лишь ускоряют процесс отхода передовых государств от использования традиционной источников энергии, стимулируя дополнительные инвестиции в альтернативные виды электрогенерации.
Сложившаяся же в нашей стране структура производительных сил предопределяет границы восходящего движения российской экономики. При любом сценарии развития событий отрасли определяющие текущий рост (с их экспортно-сырьевой ориентацией) уже не смогут играть роль драйверов долгосрочного развития (за исключением, возможно, агропромышленного комплекса).
Для устойчивого роста, уверен Гожий, потребуется глубокая технологическая перестройка материального базиса российской экономики с преимущественной ориентацией на внутренний спрос. Что предполагает активизацию инновационных процессов в хозяйственной системе страны. Предпосылки для масштабной мобилизации инвестиционных ресурсов уже созданы текущей рыночной конъюнктурой и высокой концентрацией капиталов, оптимистично полагает он.