Большинство крупнейших автопроизводителей не подписали соглашение об отказе от бензиновых двигателей

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
11 ноября 2021, 09:18

Четыре из пяти крупнейших автомобильных компаний планеты не подписали соглашение на климатическом саммите в Глазго об отказе к 2040 году от продаж новых автомобилей, работающих на бензине.

dpa/picture-alliance
Читайте Monocle.ru в

В Глазго подходит к концу климатический саммит. Скоро наступит время подводить его итоги, но уже сейчас очевидно, что если кто-то и надеялся на прорыв в борьбе с изменениями климата, то эти ожидания оказались, как минимум, сильно преувеличены. Например, по части автотранспорта, одного из главных загрязнителей планеты.

Известно, что сотни городских и муниципальных властей по всему миру подписали соглашение о прекращении к 2040 году продаж новых «грязных» автомобилей, но это соглашение так же, как и ряд других, несомненно важных инициатив, может остаться лишь на бумаге, потому что его не подписали крупнейшие автопроизводители планеты, т.е. те, кому его непосредственно и придется претворять в жизнь.

Под объявленным 10 ноября соглашением стоят подписи руководителей многих стран, включая Канаду и Чили, а также автопроизводителей, в т.ч. и таких крупных, как Daimler, Ford, General Motors. Однако несмотря на долгие месяцы подготовки и переговоров его не подписали представители четырех из пяти крупнейших автомобильных компаний планеты: Volkswagen, Toyota, Renault-Nissan и Hyundai-Kia. Таким образом, соглашение по отказу от сборки автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2040 охватывает лишь четверть всех новых авто, т.е. его эффективность при всей несомненной важности оставляет желать лучшего.

Соглашение не подписали главные игроки самых больших авторынков планеты: китайского и американского. Впрочем, в отличие от Поднебесной с Америкой картина более сложная: соглашение поддержали регионы: Калифорния, Нью-Йорк, Вашингтон, Даллас, Атланта и другие города и штаты. Активную позицию в этом вопросе занимают и региональные власти многих других стран.

К соглашению присоединилась крупнейшая в мире компания по прокату автомобилей – LeasePlan. Обнулить углеродные выбросы, причем, уже к 2030 году обязался и Uber.

По словам председателя правления Daimler Олы Каллениуса соглашение свидетельствует о наличии согласия о том, что в сложившейся ситуации что-то необходимо делать. Он считает, что отсутствие под соглашением подписей его коллег из BMW и VW, а также, между прочим, и правительства ФРГ, не уменьшает важность документа.

«Каждая компания делает свой собственный выбор,- заявил Каллениус изданию Financial Times,- но все коллеги, с которыми я знаком, двигаются сейчас вперед на очень большой скорости. Крайне мало стран, которые вкладывают больше денег и ресурсов, включая интеллектуальные, в переход (к чистой экономике), чем немецкий автопром».

Кстати, владельцу бренда Mercedes-Benz поддержка соглашения будет стоить не так уж и дорого, потому что компания еще до саммита в Глазго решила продавать к 2030 году только электромобили там, где это – важная оговорка – возможно. Еще Daimler, между прочим, планирует после 2025 года выпускать только автомобили на электротяге.

Jaguar Land Rover, Volvo Cars и ряд других автопроизводителей тоже имеют планы по отказу от выпуска традиционных «бензиновых» автомобилей, которые совпадают с временными рамками принятого в Глазго соглашения.

Министр транспорта Великобритании Грант Шаппс считает соглашение «поворотным моментом в переходе к «чистому» автотранспорту».

«Мы подошли к кончине двигателя внутреннего сгорания,- поддержал его представитель королевства на саммите Найджел Топпинг.- Единственный вопрос – когда это произойдет?»

Защитники окружающей среды и экологи настроены менее оптимистично. По мнению Хуана Пабло Озорнио, возглавляющего в Глазго делегацию Greenpeace, для придания соглашению веса и эффективности его должны подписать все главные автопроизводители.

Кстати, отдельное соглашение о прекращении продаж транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания после 2040 года подписали и производители грузовиков. Под ним, в частности, стоят подписи руководителей таких крупных компаний, как Scania. Но и это соглашение, поддержанное Великобританией, Чили, Турцией и Новой Зеландией, тоже отказались подписывать США.