На недавней Московской Международной книжной ярмарке в море печатной продукции можно было отыскать издание, вызвавшее интерес у знатоков, под названием «Университетский город. Архитектура смыслов». Сборник научных статей, выпущенный Томским государственным университетом (ТГУ) и ВЦИОМ при поддержке Фонда «Московский центр урбанистики «Город», стал результатом мероприятий, организованных при участии российско-французского форума гражданских обществ «Трианонский диалог», что само по себе интригует: возникают ассоциации не только с встречами глав государств на высшем уровне в Версале, но и с одной из неизменных тем диалога в формате гражданского общества, которую можно было бы коротко сформулировать так: «Какой он, город будущего?» И с этой точки зрения непривычное, казалось бы, сочетание - «архитектура смыслов» – понимается как осмысление феномена урбанистического сообщества, представляющего собой, по мнению авторов сборника, ни что иное, как университетский город.
Сборник тематически разделен на три части, где первая - «Размышления о городе и университете», вторая - «Университетские практики», и третья часть посвящена международному опыту построения университетских городов на примере Соединенного Королевства, Южной Кореи, Германии и Австралии.
Читая книгу, нельзя не согласиться с ее авторами, что университет в городах всегда больше, чем просто здание или квартал, это часть истории, предмет особой гордости горожан, место работы великих ученых, рождения идей и концепций. Немало примеров и из недавнего прошлого - в Европе возникавшие при монастырях средневековые университеты были составной частью городов с их ремесленными гильдиями, клерикальными и общественными пространствами. Неизменной оставалась дилемма: надо ли изолировать университеты или же, наоборот, максимально интегрировать их в городскую среду?
В российской истории университеты были плотно интегрированы в городскую среду — вспомним хотя бы «образовательную ось» от здания Московского университета на Моховой до Новодевичьего монастыря, на которой находились гимназии, библиотеки, университетские музеи и клиники. А позже - появившиеся уже в советское время в облике академгородков так называемые «академические деревни».
Почему же сегодня вновь как никогда актуальными становятся именно университетские города? Явление это, бесспорно, уникальное, хотя и не новое. Вместе с Эдуардом Галажинским, академиком Российской академии образования, врио президента Российской академии образования и ректором Национального исследовательского Томского государственного университета, читатели задумаются над тем, что само по себе наличие университета не делает город университетским. Но тогда что же дает право называться «городом альма-матер»?
«Превратить учебные заведения в смыслообразующие центры не так-то просто. В России это удалось на настоящий момент лишь Томску. Сколково и Иннополис – пока в начале пути», - напоминает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Действительно, в нашей стране из всех больших и малых городов, пожалуй, лишь Томск может без натяжки именоваться университетским. Почему так произошло при наличии множества крупных, уважаемых и признанных в мире высших учебных заведений? Ответы на этот непростой вопрос пытаются дать авторы сборника, ведя обстоятельный разговор о том, как не только выживать в эпоху знаний, но и, с точки зрения Алексея Щербинина, заведующего кафедрой политологии Национального исследовательского Томского госуниверситета, - добиваться успеха, используя ресурсы города.
Кстати, много ли общего между урбанистикой и образованием? На первый взгляд, - и в этом я соглашусь с Алексеем Расходчиковым, сопредседателем МЦУ «Город», - вообще ничего. Однако, чем больше погружаешься в дискуссию, тем отчетливее понимаешь, что, как заметил автор, «сегодня мы явно переживаем очень серьезный перелом - проходим через водораздел, который изменит многое и в жизни городов, и в жизни университетов». Если точнее, то решение как сделать мегаполисы более гармоничными, или менее токсичными для природы и человека, теоретики видят как раз в формировании «умных» городов на основе взаимодействия «умных» технологий, «умного» управления и «умных» сообществ. И такой, можно добавить, умный подход, когда горожане вместе со специалистами вузов, представителями власти и бизнеса могли бы обсуждать проекты развития и воплощать их, увы, пока не получил должного развития в нашей стране. Как отмечает г-н Щербинин, институтская, образовательная среда и городская жизнь пока представляют собой два разных мира, не объединенных ни общими целями, ни совместными делами. Преодолеть это разрыв может помочь осознание проблем, которые вскрывают авторы сборника. Или, по крайней мере, открыть на них глаза читателям.
Сегодня в новом свете видятся тенденции, триггером для которых послужила пандемия. Одним из наиболее заметных постковидных явлений г-н Расходчиков называет дезурбанизацию. «Мегаполисы и крупные города неожиданно начали терять население, - замечает автор. - Этого не было уже очень много десятилетий. И отток жителей из мегаполисов, конечно, усилит тот кризис городов, о котором говорят последние пять лет».
Вот почему стратегия развития, основанная на анализе актуальных направлений, подразумевает, что долгосрочная экономическая жизнеспособность города будет зависеть от присутствия в нем университетских кампусов, делают выводы авторы сборника. «Для регионов с хорошо развивающейся экономикой вложение в инновационные возможности может стать долгосрочной страховкой на будущее», - считает Ольга Кузнецова, декан факультета иностранных языков Иркутского государственного университета.
Пользуясь этим определением, можно сказать, что таким «долгосрочным страховым полисом» в экономике обладают не столько промышленные центры, на которые делали ставку в прежние годы, сколько города с университетами мирового уровня. Именно центры высоких технологий, убеждают эксперты, обладают потенциалом для динамичного инновационного развития. И недооценивать эти тенденции сегодня было бы весьма недальновидно.
Почему же студенческие мегаполисы с таким трудом пробивают дорогу к «светлому будущему»?
Вывод, который предлагают авторы сборника, понятен ученым, однако не очевиден для власть имущих. Изучая стратегию развития территорий с опорой на университеты, директор по региональному развитию и международному взаимодействию Агентства социальных исследований «Столица» Андрей Языкеев считает, что отношение городских властей и вузов зачастую сложные, неоднозначные, у них есть проблемы, во многом аналогичные проблемам взаимодействия муниципалитетов и градообразующих предприятий. «Ключевыми вопросами здесь, к сожалению, выступают отношения власти и собственности, которые формируют скорее режим перманентного конфликта, чем атмосферу взаимодействия для общего блага»- делает вывод эксперт.
Нельзя не согласиться, что для городов с крупными университетскими кампусами такой конфликт оборачивается упущенными возможностями и стагнацией. Действительно, вузы привлекают в город много молодежи и высокообразованных людей. «Но для того, чтобы этот человеческий потенциал давал динамику городскому развитию, формировал креативные индустрии и инновационные кластеры, необходимы значительные усилия городских властей», - замечает г-н Языкеев.
Автор рассказывает о проведенном АСИС «Столица» в 2020-2021 годах исследовании в Томске и двух районах Москвы - Лефортово и Басманном. Интересно, что отмеченные социологами стратегии развития этих локаций как университетских вполне сочетаются с сохранением исторической застройки, развитием пешеходных маршрутов и парковых зон, центров современного искусства и творческих мастерских. При грамотном сочетании стратегий, делают вывод авторы, историческая городская среда сможет способствовать более качественной социализации иногородних студентов, а молодежь, в свою очередь, может привнести в старые районы социальную динамику и активность.
Исследования также показали, что альма-матер, по мнению жителей, оказывают значительное влияние на формирование городской среды, выступая как центры инновационного развития территорий, привлекающие в город молодежь и высокообразованных специалистов. Вузы часто становятся архитектурными символами своих локаций, позитивно влияют на жизнь горожан.
Тема пространственно-средового взаимодействия исторического города и университетского кампуса уже несколько лет разрабатывается в Московском архитектурном институте, доцент кафедры которого Елена Петровская приводит конкретные примеры, как городское сообщество может извлечь для себя пользу из объемно-пространственной структуры университетского кампуса. Так, по ее мнению, открытость внутренних зеленых пространств может служить дополнительной зоной городской рекреации. Библиотеки, спортивные комплексы, музеи, различные университетские общественные пространства также могут стать общедоступными. «Расширяя сектор городских точек притяжения и наделяя его дополнительными функциями в пространственно-комфортных условиях, можно в значительной степени поднять уровень качества жизни горожан и привлекательности городской среды», - замечает эксперт.
Ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования Дмитрий Смирнов посвятил свои изыскания искусству формирования социокультурной образовательной среды, способной, по его убеждению, «вдохновлять, мотивировать человека, побуждать его к движению из мира обывательского прозябания в пространство творчества и активного досуга».
Подтверждение значимости студенческого кампуса в градообразующей направленности находим также в статье директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ «Высшая школа экономики» Ирины Ильиной, директора ландшафтного проектирования и устойчивых экосистем, директора Аграрно-технологического института Российского университет дружбы народов, руководителя Института сетевого анализа Галины Градосельской и других авторов. Каждый из экспертов выразил свое видение того, как должна функционировать новая студенческая среда, при этом авторы отмечают необходимость реорганизации университетских площадок, придания им более значимой роли как двигателя урбанистического прогресса.
Надо заметить, что сегодня такой мегаполис, как, к примеру, Москва, трудно представить без крупных университетских кампусов, которые во многом задают динамику процессам развития столицы. Здесь строится инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) МГУ «Воробьёвы горы» - московская «силиконовая долина». Таким образом городские власти, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, «закладывают новый камень в фундамент будущего развития Москвы как инновационного центра мирового уровня».
Между тем, стратегия развития территорий с опорой на университеты пока еще не стала господствующей в российских регионах, а уровень взаимодействия между вузами и городскими структурами, как мы заметили выше, оставляет желать лучшего.
«Мне кажется, что отсутствие культуры диалога, сотрудничества – наша системная проблема, - замечает Алексей Расходчиков в интервью газете «Московская перспектива». - Она мешает развивать многие полезные инициативы: не работают межведомственные комиссии, не получается согласовать с жителями городские проекты, мало успешных коллабораций. Это одна из ключевых причин нашего вечного отставания от западных стран. Сегодня в мире очень много прорывных проектов делается благодаря сотрудничеству разных структур и организаций, сетевая модель взаимодействий оказалась довольно успешной. Мы же привыкли действовать в рамках строгих иерархических систем, когда четко понятен статус человека или организации и ее принадлежность».
Трудно также не согласиться с экспертом и в том, что для того, чтобы университеты стали играть более заметную роль в развитии городов, властям нужно пересмотреть приоритеты в финансировании вузов, уделяя внимание не только успешным вузовским кластерам: «Есть очень талантливые ученые и уникальные научные школы в провинциальных высших учебных заведениях, и их также необходимо поддерживать, может быть это даже важнее для развития отечественной науки».
В свете образного определения Алексея Щербинина: «Для города университетского типа университет подобен драгоценной песчинке, постепенно, слой за слоем, формирующей вокруг себя новый, более ценный город», - остается надеяться, что для этой жемчужины историей уже написан сценарий будущего оптимистического развития, когда университеты станут играть более заметную роль в развитии городов.
Подробнее о книге «Университетский город. Архитектура смыслов»