Как сообщил уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов, около 63% предпринимателей заявили о снижении оборота и выручки по сравнению с прошлым годом, 33% – о закрытии бизнеса, а 80% ритейлеров считают, что государственные меры поддержки бизнеса нуждаются в совершенствовании.
Эффективной мерой поддержки для легальных участников рынка является обязательная цифровая маркировка, считают участники форума. С помощью приложения «Честный знак» удается успешно бороться с теневым сегментом рынка, от которого страдают многие товарные категории – в том числе табачная продукция. Однако доля нелегальных сигарет в России остается высокой.
Для решения проблемы необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства, считает директор по работе с органами государственной власти JTI Россия Василий Груздев. «Необходимо вести уголовную ответственность за незаконное перемещение табачной продукции в крупном размере через государственную границу РФ, кратно увеличить административные штрафы за оборот нелегальной продукции. В рамках ЕАЭС важно ускорить согласование проекта Соглашения о применении навигационных пломб для отслеживания перемещения подакцизной продукции», - пояснил он
Страны ЕАЭС и прежде всего Белоруссия – основной источник нелегальных сигарет в России. Повышение акцизов на 20% c 2021 года привело к еще большему росту потока нелегальных сигарет из стран Союза, отметили участники. Для гармонизации акцизных ставок в 2024 году вступит в силу соглашение стран – членов ЕАЭС, которое предусматривает возможность 20%-ого отклонения ставки в большую или меньшую сторону. Однако пока движения в сторону гармонизации ставок акциза в странах-членах ЕАЭС не наблюдается.
Обязательная цифровая маркировка может работать эффективнее, если нестационарным торговым объектам будет разрешено продавать подакцизные товары, сообщил президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. «При расширении предложения в легальной рознице потребитель начинает смотреть на нелегальную продукцию как на альтернативу. Если ближайшая легальная точка продажи расположена в неудобном для человека месте, он будет ходить в ту точку, где продаются нелегальные товары», – пояснил Владлен Максимов.
Выработка единого подхода к лицензированию точек продаж, а также применение дифференцированного подхода к крепким и слабоалкогольным напиткам необходимо, считают участники. При введении новых ограничений на продажу, таких как дистанция до муниципальных учреждений, минимальная площадь точки или запрет на продажу в многоквартирных домах нужно учитывать отсутствие явной зависимости между их введением и уровнем потребления алкоголя среди населения, считает Ирина Федорова, старший директор по работе с органами государственной власти стран Восточной Европы компании «Балтика» (Carlsberg Group).