Наперегонки с инфляцией: нацпроекты дорожают быстрее, чем реализуются

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
Дмитрий Машенских
корреспондент Monocle.ru
24 декабря 2021, 00:05

На ежегодном заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшемся 15 декабря под председательством президента, было сказано много такого, что обычно не предназначается для посторонних ушей.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Уйдя из политической повестки, и даже оставив там некую щемящую пустоту, национальные цели и национальные проекты прочно обосновались в повестке хозяйственной.

Уже в начале заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам Владимир Путин, что называется, отделил агнцев от козлищ — то есть, задачи выполненные от тех, которые выполнены, мягко говоря, не полностью. И продолжал делать это на протяжении всего разговора с виднейшими деятелями исполнительной власти, проходившего в прогрессивном формате видеоконференции. Отметив возросшую, несмотря на пандемию, динамику реализации нацпроектов, президент сразу же напомнил, что их главная цель — конкретные результаты преобразований, видные и понятные населению.

«На 1 декабря текущего года расходы и федерального бюджета, и расходы по нацпроектам исполнены на 80%», — сообщил Путин, отметив, правда, что при всей важности бюджетной дисциплины, главное — эффект применения используемых средств для развития регионов и всех территорий страны.

В числе реализованных задач он назвал выполнение годового плана по ремонту дорожной сети городских агломераций, а также заметные темпы программы расселения граждан из признанных аварийными домов.

«В целом с опережением графика идёт и расселение аварийного жилья. За 10 месяцев текущего года в новые современные квартиры переехали 120 тысяч человек — это столько же, сколько за все два предыдущих года», — отметил президент.

Здравоохранение: есть плюсы

Отдельно Путин отметил положительные результаты изменений в сфере здравоохранения.

«Обновляется инфраструктура здравоохранения, — сказал он. — С 2018 года введены в эксплуатацию 1 тысяча 750 фельдшерских пунктов и врачебных амбулаторий. В регионы поступило свыше тысячи передвижных медицинских комплексов. В итоге объемы медицинской помощи на селе увеличились в два раза», — сообщил президент.

Вместе с тем глава государства указал на наличие проблем и вновь озвучил приоритетную задачу нацпроектов.

«Повторю: задача каждого национального проекта не в том, чтобы просто построить, сдать в эксплуатацию или отремонтировать какой-либо объект. Нужно добиться того, чтобы с помощью нацпроектов на деле решались самые чувствительные проблемы людей. В этом и заключается главный критерий эффективности нашей общей работы», — напомнил коллегам Владимир Путин.

Президент обратил особое внимание на рост цен (в том числе, на строительные материалы), ставший серьезным вызовом для реализации нацпроектов. Указав, что все работы и объекты, запланированные в рамках нацпроектов, должны быть реализованы, Путин предложил кабмину подходить к исполнению задач с четким планом в руках.

«Правительству нужно подготовить четкий алгоритм действий по объектам, которые строятся на федеральном уровне и региональном уровне», — подытожил президент и предложил коллегам доложить о результатах сделанного за год.

«Касса идет»

Вице-премьер по строительству и ЖКХ Марат Хуснуллин начал доклад с данных о доле курируемых им сфер в российской экономике.

«Мы уже сегодня видим, что строительная отрасль вместе с ЖКХ составляет порядка 11 процентов ВВП страны, обеспечивает более 12 процентов от общего объёма налоговых поступлений и гарантирует рабочие места для 8,5 миллиона человек, а с учётом смежных отраслей эта цифра кратно выше. Доля бюджетного строительства, особенно транспортного, в этом объеме очень высока», — сообщил Хуснуллин.

Перейдя к конкретным результатам реализации программ жилищного и дорожного строительства, вице-премьер отметил, в частности, 4700 километров построенных и отремонтированных к сегодняшнему дню дорог, а также целый ряд других показателей.

«По национальным проектам "Безопасные и качественные дороги", "Комплексный план модернизации инфраструктуры", "Жилье и городская среда" финансирование идёт опережающими темпами, и мы уверены, что кассовое освоение будет на уровне 99 процентов. Касса идёт», — перешёл на узкопрофильную терминологию Хуснуллин, проинформировав, что в последние дни года происходит подведение итогов на основании данных из регионов.

Чем быстрее — тем дешевле для бюджета

Кроме того, Марат Хуснуллин отчитался о результатах совместной с Минфином работы — в том числе, касающейся вопросов опережающего финансирования, о чем в прошлом году, напомнил вице-премьер, была направлена просьба президенту.

«В 2020 году мы отработали примерно 100 миллиардов, что позволило нам вместе с Минфином перевыполнить все свои планы. В этом году мы опережающе профинансировали 500 миллиардов рублей. Эти деньги пошли на дороги, на развитие железнодорожной инфраструктуры, на опережающее строительство объектов социальной инфраструктуры, на жилье, — сообщил зампред правительства. — Наш главный принцип в сегодняшней ситуации с инфляцией: чем быстрее мы строим, тем дешевле для бюджета. Этот принцип мы используем, а главное, что люди получают быстрее обещанные объекты».

Помимо того, Хуснуллин сообщил о системной поддержке инфраструктурного развития регионов.

«Мы отработали инфраструктурные бюджетные кредиты и прочие механизмы инфраструктурного меню, в которое вошли восемь основных мер поддержки. В результате регионы получат порядка 1,5 триллиона различных средств на поддержание инфраструктуры в течение ближайших трёх лет. Это тоже в основном объекты, связанные со стройкой», — сказал вице-премьер.

Один из главных вызовов — рост стоимости материалов

Подводя итог списку реализованных и успешно реализуемых задач, Марат Хуснуллин сообщил, что сегодня всего в стране находятся в работе около 103 тысяч федеральных и региональных контрактов на строительные работы общей стоимостью порядка 8,8 триллиона рублей.

«При этом в рамках национальных проектов реализуется около 11,5 тысячи государственных и муниципальных контрактов на сумму около трёх триллионов рублей, из них 1,1 триллиона — по федеральным госзаказчикам, 1,85 триллиона — по региональным», — отметил Хуснуллин, после чего перешёл к существующим проблемам.

По его словам, один из главных вызовов сегодня — рост стоимости материалов.

«Мы проанализировали: у нас — к сожалению, мы констатируем этот факт — металл вырос порядка 70 процентов, битум — порядка 70 процентов. Выросли и различные лесоматериалы», — сказал вице-премьер, обратив таким образом внимание президента на существенное удорожание материалов для строительства, не несущих импортной составляющей.

В то же время, отметил вице-премьер, выросла на 100 процентов цена песка. Почему песок, где доли импорта вообще нет, должен дорожать на 100 процентов? Хуснуллин считает, что работу в этой области надо усилить всем заинтересованным ведомствам: ФАС, Минстрою, Минпрому.

В результате всего этого, продолжил замминистра, произошло заметное удорожание строек.

«У нас стройка школ уже подорожала на 26 процентов, жилья — на 22, металлических мостов с пролетными строениями — на 30 процентов, инженерных сетей — на 19, — констатировал Хуснуллин. — Мы приняли ряд мер по борьбе с ростом цен. Было поддержано предложение правительства предусмотреть средства, в том числе за счёт временных пошлин на экспорт черных и цветных металлов, в целях компенсации затрат по заключённым контрактам в связи с удорожанием стоимости строительных ресурсов».

Госэкспертиза смет — обязательное условие

Присутствовавшим на заседании сообщили также, что в августе нынешнего года было принято постановление, определившее порядок увеличения цен федеральных госконтрактов в пределах 30 процентов по результатам пересчёта стоимости. При этом обязательным условием является госэкспертиза сметы, а срок проведения такой экспертизы был сокращён в три раза — с 42 до 14 дней.

«Мы рекомендовали регионам принять аналогичные акты на всех уровнях — для региональных и муниципальных контрактов. Однако на сегодняшний день только 80 регионов их приняли», — посетовал Хуснуллин, отдельно указав, что правительство готово выделять денежные средства на компенсацию подрядчикам роста стоимости строительных материалов по проектам, организация которых осуществляется с привлечением федерального бюджета. Однако воспользоваться этими средствами можно будет только после подтверждения стоимости на основании госэкспертизы, еще раз подчеркнул вице-премьер.

В заключение он сообщил, что в связи удорожанием, на большие долгосрочные контракты решил не выходить ряд крупных подрядчиков.

«Мы сейчас до конца года подготовим на случай дальнейшего роста цен механизм того, как компенсировать это удорожание, если оно будет выше того, что прописано в нашем постановлении», — подытожил Хуснуллин.

Решение найдено поздно ночью

На доклад Хуснуллина Путин тут же отреагировал вопросом.

«Что касается, например, вопроса по дополнительному финансированию контрактов, планируемых к завершению в 2021 году (по которым произошло удорожание, о котором и я сказал, и вы сейчас только что сказали), для их оплаты в 2022 году после подтверждения такого удорожания. Мы вчера так коротенько, но все-таки коснулись этой темы и с министром финансов вечером, уже поздно разговаривали по телефону. Окончательное решение есть какое-то?»

«Да, Владимир Владимирович. Окончательное решение мы вчера поздно ночью нашли, — ответил Хуснуллин. — Те, кто сегодня имеют заключённый контракт, но, так как он закрывается этим годом, мы де-юре не можем профинансировать, так как уже время прошло, и они не успеют получить деньги и их израсходовать, мы их отдельно выделяем, сделаем специальное постановление и проплатим эти деньги в 2022 году. Деньги на это будем в Резервном Фонде просить. Предварительное одобрение получено».

Отвечая на следующий вопрос Путина о механизме изменения цен долгосрочных контрактов, зампред правительства ответил, что правительство не могло это оплачивать, потому что предусмотрено было оплачивать только удорожание в этом году. Теперь же найден механизм оплаты на срок действия всего контракта — то есть, на 2022-2024 годы.

«Значит ли это, что предусмотрена и возможность индексации цен по вновь заключенным контрактам с учётом рыночной стоимости? Так?» — добивался конкретики президент.

«Да, Владимир Владимирович», — заверил Хуснуллин.

Паспорта регионов — по поручению премьера

Темой следующего обсуждения Путин предложил ситуацию в первичном звене здравоохранения, предоставив слово вице-премьеру по социальной политике Татьяне Голиковой.

Проинформировав аудиторию о пяти важных направлениях работы правительства в этой области, Голикова сообщила, что инфраструктурные мероприятия в сфере первичного звена начали реализовываться с 2019 года, в рамках нацпроекта «Здравоохранение».

«Закупка мобильных комплексов и строительство фельдшерско-акушерских пунктов, в том числе, вместо аварийных. Сейчас уже закуплено 1167 комплексов, еще 148 будет поставлено до конца года. Построен и заменен 1751 ФАП, в которых уже выполнено два миллиона посещений», — сообщила вице-премьер.

Обратило на себя внимание сообщение Голиковой о проведении во всех регионах мероприятий по анализу причин, которые не позволяют добиться снижения показателей заболеваемости и смертности.

«Сейчас завершаем формирование паспортов 85 регионов, исходя из заболеваемости, смертности, особенностей территории, изношенности инфраструктуры, транспортной доступности отдельных населенных пунктов, возрастной структуры, образа жизни, питания и состояния экологии. Уже даже математически доказали, что, например, отсутствие дорог, невозможность доезда оказывает прямое влияние на сроки получения медицинской помощи и, как следствие, на ее доступность», — отметила Голикова.

От чего зависит смертность

Приведя в качестве примера Белгородскую область, вице-премьер сообщила, что в этом регионе более 300 населенных пунктов нуждаются в ремонте или строительстве дорог с твердым покрытием, и смертность от острых состояний в этих пунктах на 7,5 процента выше, чем в соседних.

«У нас сегодня на карте Российской Федерации треть всех организаций первичного звена на селе в 40 регионах не имеют дорог с твердым покрытием, или такие дороги нуждаются в ремонте, — сообщила вице-премьер. — 44 процента сельских населенных пунктов не имеют маршрутов общественного транспорта. В таких пунктах, к сожалению, смертность на десять-двенадцать процентов выше, чем в городских. В этом направлении по-прежнему требуется наша совместная работа с регионами», — подчеркнула Голикова.

Она рассказала также, что совсем недавно правительством принята Транспортная стратегия, и выразила надежду на то, что при подготовке планов ее реализации указанные потребности регионов тоже будут учтены.

«Также доказано прямое влияние медицинской инфраструктуры на показатели здоровья, — продолжила Голикова. — Старые и изношенные здания и оборудование дают прирост смертности на 18 процентов больше, чем в тех регионах, которые имеют меньший износ, повышают неэффективные расходы на содержание изношенной инфраструктуры и приводят к образованию кредиторской задолженности в системе обязательного медицинского страхования».

Подводя итог списку причин, влияющих на увеличение смертности, Голикова сообщила, что в регионах с превышением предельно допустимых концентраций по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу смертность от болезней органов дыхания на 35 процентов выше, чем в регионах, где такого превышения нет.

Кадры решают все

Следом Голикова остановилась на чрезвычайно важном вопросе: обеспечении медицинской сферы кадрами.

«Важно еще привлечь кадры к этой работе, особенно в условиях нынешней ситуации, когда из государственной системы здравоохранения ушли врачи, ушел средний медицинский персонал. Мы потеряли врачей и средний медицинский персонал от ковида, и, конечно, усугубление этой ситуации требует от нас дополнительных мер реагирования», — сказала Голикова.

Она сообщила, что по поручению президента были увеличены контрольные цифры приема в высшие учебные заведения на медицинские специальности, в том числе целевого обучения, на 76 процентов. Разработаны дополнительные предложения по привлечению специалистов из стран СНГ через такие же процедуры аккредитации, как и для российских специалистов. Однако без поддержки регионов, только за счёт привлечения людей, без мер поощрения на местах невозможно обеспечить ликвидацию дефицита, отметила вице-премьер.

Тему модернизации первичного звена здравоохранения дополнил Сергей Собянин, рассказав о планах обустройства поликлинического сектора в столице. По словам московского мэра, принято решение о полной реконструкции 200 зданий поликлиник — почти половины от имеющихся в городе.

Доля расходов на здравоохранение растет

Алексей Кудрин, продолжая тему, коснулся денежных средств, выделенных на здравоохранение, отметив их рост. Но большая часть выступления главы Счетной палаты была посвящена существующим проблемам.

«Сегодня мы говорим в том числе о первичном звене в здравоохранении, но остановлюсь ещё на одном поручении президента — вашем, Владимир Владимирович. Вы поставили задачу в 2018 году, чтобы расходы на здравоохранение достигли пяти процентов ВВП. В 2020 году, во время пандемии, с учётом больших ресурсов, которые на это были выделены, мы достигли 4,6 процента ВВП всех государственных ресурсов на эти цели. В этом же году, предварительно, мы, к сожалению, снова снизимся до 4,1 процента», — сказал Кудрин.

Тем не менее, по его словам, доля расходов на здравоохранение растет. В частности, в расходах субъектов Российской Федерации за последние три года доля расходов на здравоохранение в среднем достигла по словам главы Счетной палаты, 10,6 процента от всех расходов. При этом расходы на здравоохранение выросли на 60 процентов за три года в номинальном выражении.

Кудрин, однако, обратил внимание на проблему, с которыми сталкиваются регионы.

Регионам будет сложно

«За счёт федеральных проектов пока мы выходим — когда идет массированная поддержка стройки и инвестиций в модернизацию, — сказал Кудрин. — Но проекты должны выполнять свою цель и заканчиваться. А содержать и поддерживать в достигнутом положении, но не в аварийном состоянии, эти здания и учреждения регионам будет сложно. Повторяю, они (федеральные проекты) нужны, но мы должны вернуться к серьезному вопросу, к модели межбюджетных отношений, к дополнительным ресурсам для самостоятельного развития регионов», — подчеркнул Алексей Кудрин, приведя, в доказательство своих слов, ряд цифр.

«Например, мы говорим о первичном звене: во всей стране у нас 484 здания, где осуществляется амбулаторная помощь, в аварийном состоянии. Но тех, которые требуют ремонта, — 4234 по статистическим данным. Это составляет почти 21 процент. 21 процент зданий, в которых оказывается амбулаторная помощь, находятся в состоянии, требующем капитального ремонта. В ряде республик ситуация намного хуже. Например, в Якутии 23 процента зданий, в которых оказывается медицинская помощь, находятся в аварийном состоянии, причем ситуация ухудшалась последние три года. А, например, в Астраханской области и в Тыве 30 процентов ФАПов находятся в аварийном состоянии», — проинформировал Кудрин.

Целые зоны — без медобслуживания

Глава Счётной палаты привел ещё несколько примеров, свидетельствующих об уровне региональных проблем.

«У нас в 14 субъектах Российской Федерации больше 50 процентов) медучреждений не обеспечены пандусами. То есть, в других регионах тоже не все обеспечено, но здесь — больше половины. Медикаменты, если нет аптечного учреждения в поселке, может выдавать или продавать медицинское учреждение, но оно должно иметь лицензию. Во многих случаях лицензии не имеется, тем самым в этих поселках не выдаются или не предоставляются населению соответствующие медицинские препараты», — доложил Кудрин.

По его словам, есть случаи, когда целые поселки не имеют ни аптеки, ни медицинского учреждения, и это целые зоны. Например, в Забайкальском крае 21 тысяча человек в одном из регионов не имеют доступа к покупке медицинских препаратов.

Остановился Кудрин и на доступности врачей узкой специализации в субъектах Федерации.

«Средний срок ожидания врачей по тем регионам, которые мы проверили, — больше 14 дней, а в некоторых случаях по отдельным врачам — у меня списки прямо по регионам, мы прошли по отдельным поликлиникам, посмотрели запись — до 30-50 дней. Причем, это достаточно важные врачи, которые нужны постоянно. Раньше, чем через месяц, к ним не попасть, — подчеркнул глава СП. — Татьяна Алексеевна объективно описала ситуацию и с обеспечением врачами, и со сложившейся проблемой. По нашим данным, пока в ряде регионов обеспеченность врачами даже уменьшается. Соответствующие меры были названы».

В заключение Алексей Кудрин остановился на проблеме незавершенных строительных объектов капитального строительства.

«У нас очень много, тысячи объектов не завершены, и тем самым средства "омертвлены". К сожалению, каждый год снова появляются незавершённые объекты, в том числе по программам, финансируемым из федерального бюджета», — посетовал глава Счетной палаты.

Критика от ОНФ

Тему реализации нацпроектов продолжил глава исполкома ОНФ Михаил Кузнецов. Его выступление носило преимущественно критический характер.

«Что касается очереди на исследования, Владимир Владимирович: по нашему опросу, 44 процента ждут КТ более месяца, и 26 процентов пациентов ждут УЗИ долее месяца», — сообщил Кузнецов, говоря о ситуации с медобслуживанием населения.

Кроме того, он обратил внимание президента на проблему сбора денег на капремонт с жителей аварийных домов и на буксующую проблему ликвидации 191 городской свалки — более чем в половине случаев (по 104 объектам) ответственными лицами до сих пор не подготовлена проектная документация.

Как его фамилия?

Президент немедленно отреагировал на сказанное Кузнецовым, задав вопрос о ситуации с ликвидацией свалок министру природных ресурсов и экологии Александру Козлову. Выслушав доклад министра Путин, тем не менее, потребовал уточняющих данных.

«Это же все счетные позиции — 104 свалки. По ним отсутствует проектно-сметная документация. Сто четыре! Надо по каждому объекту разбираться, и, конечно, без всяких сомнений, нужно работать с ценами и на это внимательно, критически смотреть, совершенно полностью с этим согласен. Но я бы хотел услышать, кто у вас в министерстве конкретно занимается этим вопросом? Фамилию этого человека можете назвать? Кто он?», — перешёл в область конкретики президент.

В ответ Козлов назвал три фамилии министерских чиновников, причастных, по его словам, к решению означенной проблемы. Но Путин продолжал настаивать.

«Ладно. Вы мне назвали трёх человек, которые работают в вашем министерстве. Из них кто основной, главный, кто несет личную, персональную ответственность за результаты работы?» — добивался ответа глава государства. Министр попытался принять ответственность на себя, но Путин вновь потребовал назвать конкретную фамилию.

«Нет-нет, понятно, Вы за все несете ответственность в министерстве. Кто по этому направлению отвечает за эту работу?», — продолжал настаивать президент.

«Керимов Мурад Керимович», — ответил наконец министр экологии.

«Хорошо, я услышал его фамилию. Один. Ну, и вы потом, конечно», — подвел черту под диалогом Путин, разрешив докладывать следующему чиновнику.

Построить и отдохнуть

На сей раз ответ перед президентом пришлось держать министру строительства и ЖКХ Иреку Файзуллину.

«Теперь у меня вопрос по ИЖС. Мы договаривались и ипотеку применить, и выстроить целый ряд механизмов для того, чтобы поддержать ИЖС. Ирек Энварович, как идет эта работа?» — продолжил заседание президент.

Министр доложил о двух направлениях работы ведомства, способных решить проблему высоких ставок на ипотеку.

«Первое — предложить специальный ипотечный продукт под любой способ строительства индивидуального жилого дома и законодательно создать цивилизованный рынок промышленного строительства частных домов с гарантиями для граждан. По первой задаче сегодня сделано следующее: специальные ипотечные программы под ИЖС уже кредитуются ведущими банками — это Сбербанк, ВТБ, банк "ДОМ.РФ", Россельхозбанк. Ставка составила по таким кредитам порядка 9,5 процента», — сообщил Файзуллин.

По его словам, в результате принятых мер доля ИЖС выросла, хотя, конечно, остается совсем невысокой — пока в пределах одного процента. На сегодня по этой программе выдано порядка 7,6 тысячи ипотечных кредитов на сумму 20,4 миллиарда рублей, и работа продолжается. На ИЖС распространены условия льготных ипотек по программам «Семейная ипотека», «Сельская ипотека», «Дальневосточная ипотека», «Льготная ипотека» под семь процентов годовых и также льготная ипотека — под 6,1 процента, которую в пилотном режиме отработал банк «ДОМ.РФ».

Кроме того, сообщил Файзуллин, расширен перечень целей ипотечного кредита для семей, которым была предоставлена выплата 450 тысяч рублей, в том числе и на строительство жилого дома.

Будь здоров, турист!

Еще одним примечательным эпизодом повестки дня стал туризм. Владимир Путин внимательно выслушал вице-премьера Дмитрия Чернышенко, после чего попросил конкретизировать ряд цифр по проекту «Туризм и индустрия гостеприимства» исполненному на 83,1%. Президент обратил внимание на то, что значительные средства пошли не на реальную работу, не на строительство инфраструктуры и объектов в этой сфере, а на взносы в уставный капитал корпорации «Туризм.РФ». А основные работы выполнены только на 51%.

Дмитрий Чернышенко в оправдание напомнил, что нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» — это самый молодой, новый проект. Ему полгода, он был утверждён в августе. И уже сейчас, по его словам, уровень достижения целей нацпроекта находится в районе 88 процентов, что, в общем-то, хорошо для этого молодого проекта.

«Мы брали обязательства, что 50 инвестиционных проектов до конца года заключим. Заключили 53 проекта на сумму примерно — то, что в корпорацию войдёт деньгами, — 36 млрд, которые совокупно создают туристическую инфраструктуру почти на 390 млрд. То есть, это огромный мультипликатор — почти 10», — рассказал министр.

«Да. Это мне понятно, я согласен с вами, — отреагировал Путин. — Конечно, это новое направление деятельности — не совсем новое, но тем не менее в таком объёме и с такой интенсивностью можно сказать, что новое. Ясно, что на первых шагах должно быть сделано то, о чём вы сейчас сказали. Совершенно очевидно. Пожалуйста, я вас попрошу придать дополнительные импульсы всем, кто этим занимается», — подчеркнул президент, возвращаясь к вопросам ИЖС и Иреку Файзуллину.

Отдачи пока нет

«Вторая задача по развитию промышленного ИЖС находится сейчас в стадии активной реализации, — поделился перспективными планами Ирек Файзуллин. — Сегодня как раз в Государственной Думе во втором чтении прошел законопроект, по которому можно будет, как и в многоквартирном жилье, строить по счетам эскроу, развивать малоэтажное строительство. Я думаю, что мы в течение недели уже — спасибо Госдуме за работу — этот закон получим».

По словам Файзуллина, согласно прогнозам «ДОМ.РФ», в случае запуска ипотеки под ИЖС правительство и министерство планируют получить около 100 тысяч домов примерно на 12 миллионов квадратных метров.

«И продолжаем работу, конечно, с Минсельхозом, с Россельхозбанком по активному развитию сельской ипотеки», — закончил доклад на оптимистической ноте Файзуллин.

Однако, президент и на этот раз не оставил прозвучавший доклад без критических замечаний.

«Ирек Энварович, вы сказали, что созданные механизмы дают результаты по этому направлению, и в то же время отметили, что объем выданных ипотечных кредитов остается на достаточно низком уровне — один процент от общего объема ипотечных кредитов. Как же он дает отдачу? Пока, значит, не дает — может дать», — справедливо отметил Путин.

«Это наши планы»

Выслушав еще ряд докладчиков, Путин поблагодарил участников заседания, и подвел под вышесказанным черту. Отметив хорошие, в целом, темпы работы, президент еще раз напомнил, что нацпроекты — главный инструмент достижения национальных целей развития.

Коснувшись еще раз отдельно модернизации первичного звена здравоохранения, проводимой на фоне пандемии коронавирусной инфекции, Путин призвал не снижать поставленную планку в части обновления медицинской инфраструктуры.

«Пандемия нанесла серьезный урон здоровью людей во всем мире. К сожалению, и мы тоже не исключение. В нашей стране она еще наложилась и на объективный демографический спад. Считаю правильным, если в ближайшие два года мы серьезно активизируем работу по укреплению первичного звена здравоохранения. Ничего нет необычного — это наши планы, о которых мы давно договаривались, — напомнил Путин. — Как говорят специалисты, перенесем немножко влево основные расходы на решение этой задачи. Я понимаю, что многие вещи сверстаны, определены, трудно очень это делать. Но я вас прошу поработать над этим, чтобы не ждать будущих бюджетных периодов, уже сейчас вложить средства, что называется, в дело, в создание и техническое перевооружение объектов здравоохранения и в наращивание их возможностей», — призвал коллег президент.

Общенациональные проекты — единственный путь

Последние полтора года оказались богатыми на события, говорит преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Пандемия, кризис, восстановительный рост, высокая инфляция, декларируемый развитыми странами ускоренный переход новому технологическому укладу — все это поставило перед Россией ряд проблем, которые не решаются в рамках сложившейся социальной и экономической реальности.

Благоприятная мировая конъюнктура обеспечила высокие доходы крупных частных компаний. В то же время преобладание частно-капиталистической формы присвоения прибавочной стоимости явно ограничивает возможности выхода производительных сил на новый, соответствующий мировым стандартам уровень. Трансформации технологического базиса российского общества должна соответствовать и социальная инфраструктура — чтобы в перспективе обеспечить экономику адекватными трудовыми ресурсами. В этом смысле актуальность именно социально-ориентированных нацпроектов становится очевидной.

Но реализация нацпроектов осуществляется крайне неравномерно, констатирует Гожий. В частности, туристическая отрасль, получившая колоссальные конкурентные преимущества в плане организации отдыха внутри страны, не торопится совершенствовать собственную инфраструктуру, так как высокий спрос сам по себе (за счет роста цен) обеспечивает высокую маржинальность бизнеса.

Однако, как было замечено на высшем уровне, перспективное развитие отрасли невозможно без активного обновления основных фондов. Только инвестиции в реальную материальную базу отрасли придадут ей устойчивость и обеспечат надлежащее качество обслуживания, что позволит со временем выдержать конкуренцию со стороны зарубежных направлений.

Очевидно, говорит Анатолий Гожий, что у высшего руководства страны нет иллюзий относительно издержек происходящих процессов. Факт сокращения объемов услуг, получаемых в органах соцобеспечения наименее защищенными слоями населения, подмеченный президентом, является тревожным сигналом, свидетельствующим о риске нарастания социальных диспропорций в обществе.

Сложившаяся система производственных отношений не оставляет других возможностей для динамичного развития нашей страны, кроме реализации общенациональных проектов. Только максимальная концентрация и централизованное использование финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, уверен эксперт, позволит России в долгосрочной перспективе осуществить переход новому технологическому укладу, подведя под него адекватную социальную инфраструктуру, не превратившись в «страну догоняющего развития».

Спрос растет — но только в цифрах

Появление темы нацпроектов под конец года вполне логично, полагает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Ведь это всегда время некоего подведения итогов, и именно в декабре президент вот уже несколько лет подряд регулярно созывает такой совет, чтобы провести ревизию всего, что сделано и чего не хватает для достижения национальных целей по каждому из приоритетных направлений.

В этом году ситуация особая: высокая инфляция не сбавляет обороты, и она не только обесценивает доходы граждан, но, естественно, и задирает цифровые параметры всех расходов, которые закладывались до этого в сметы для финансирования нацпроектов. А значит, в абсолютных величинах уже выделенные бюджеты осваиваются даже быстрее, чем в прошлые годы: запланированные на год расходы были исполнены к началу декабря на 80%, по сравнению с уровнем выработки в 70% годом раньше, но ведь и покупательная способность этих освоенных денег ниже — с учётом резкого роста стоимости материалов, перевозок, всей логистики.

Интенсивнее всего, судя по результатам, дела идут в нацпроекте по жилью — в том числе по расселению аварийных домов, где параметры финансирования в нужный момент уже сильно пересматривались в сторону увеличения, отмечает аналитик. Порядка 500 млрд руб. было добавлено в прошлом году, и уже в этом августе из-за резких скачков цен на металлическую арматуру, сталь, бетон, определили порядок прибавок к сметам федеральных контрактов с пересчётом стоимости до 30% на строительство всех объектов жилья и инфраструктуры. Дополнительные деньги были заложены в программы по ускоренному вводу школ и особенно яслей, очереди во многих регионах начали сокращаться.

Само собой, помимо этого, строительной отрасли в коммерческом плане очень помогают за счет подстегивания спроса и программы льготной ипотеки. Но уже на примере этого нацпроекта чётко прослеживается зависимость: значимые результаты только там, где есть опережающее финансирование, указывает Пётр Пушкарёв. Поэтому нужно тот же подход распространять и на проекты в области развития промышленности, туризма. И делать это срочно, потому что момент во многом переломный: в условиях высокой инфляции без мощных льгот по налогам, субсидий, софинансирования со стороны бюджета любые частные инвестиции в развитие заглохнут — их просто в достаточном количестве не будет.

Производства и их владельцы в целом приспособились выживать, крутиться в особых условиях пандемии — кто-то лучше, другие намного тяжелее. Сфера туризма, включая внутренний, пострадала и оказалась обделена выручкой, по понятным причинам, максимально: кто из частных инвесторов сейчас будет, находясь в здравом уме, без госпрограмм вкладываться в создание туристических и рекреационных зон, новых отелей — без гарантий, что всё это не будет как минимум ещё год-другой простаивать. Даже при наличии теоретически программ грантов и льгот, сейчас это очень проблематично.

Совершенно не способствуют инвестиционному климату в этой сфере, да и в целом в реальной экономике, законопроекты по QR-кодам, судьба которых неясна — они могут заметно ограничить доступ людей к поездкам, а значит и ко всей туристической инфраструктуре, подорвать её окупаемость.

Так или иначе, полагает Пушкарёв, если не заложить в создание индустрии гостеприимства не просто деньги, а реальное их наполнение уже сейчас, когда вопросы по временному горизонту ограничений будут решены, не сделанные вовремя заготовки в нужный момент просто не сработают. Пока всё находится по большей части на этапе заключения инвестконтрактов, выработки схем, но очевидно, что стимулов для реального их запуска и воплощения в жизнь, когда вся экономика этого сектора в целом поставлена на тормоз, — явно недостаточно.

Промышленные инвестиции в развитие тоже могут быть поставлены владельцами предприятий на долгую паузу в условиях, когда высокая инфляция соседствует с ограниченными доходами людей, добавляет Пушкарёв. Спрос может казаться кому-то из высоких кабинетов растущим, но он выглядит таким только в денежном выражении, когда всего лишь приобретается такое же или меньшее количество товаров и услуг, просто по более высоким ценам.

Инфляция вроде бы формально и побуждает инвесторов находить применение деньгам быстрее, но без очевидных вариантов окупаемости инвестиций момент для развития может быть полностью упущен, если параллельно не будет мощных денежных стимулов с государственного уровня, которые бы позволили сделать вложения в развитие выгодными.