Россияне, проводящие в среднем в сети до 7-8 часов в день, предпочитают делать покупки в интернете не потому, что боятся пандемии, а в силу стремления к комфорту, неотъемлемой составляющей которого сейчас является возможность купить что угодно максимально быстро и непосредственно там, где находишься. Об этом говорили эксперты в ходе онлайн-конференции «Потребительский рынок России: итоги 2021 года и ключевые вызовы 2022», прошедшей сегодня на отраслевом портале Retail.ru.
Согласно статистике, приведенной генеральным директором информационно-консалтинговой компании INFOLine Иваном Федяковым, в тройке лидеров отечественной розничной торговли по выручке в 2021 году находятся Wildberris, Ozon и Ali Express. Первые два игрока входят и в топ-10 российских ритейлеров по выручке за 11 месяцев 2021 года среди всех участников рынка.
В условной турнирной таблице чемпионата страны по e-commerce в спину им дышат «М.Видео—Эльдорадо», DNS и «Ситилинк». Стремительно ворвался в десятку Яндекс, о котором еще пару лет назад в контексте онлайн-ритейла слышно было немного. Если подсчитать выручку его активов, связанных с онлайн торговлей (Яндекс.Маркет, Яндекс.Еда, Яндекс.Лавка), то в этом году компания окажется примерно на седьмом месте. Также в топе Lamoda, apteka.ru и «ВсеИнструменты.ру».
Отдельно следует сказать про «Сбер». Компания активно и даже агрессивно развивает проекты в области онлайн-ритейла, участвует во многих сервисах такого рода как акционер. В рейтинг она не была включена, поскольку входящие в ее систему активы зачастую имеют смешанное владение, и автор «чарта» посчитал не вполне корректным консолидировать их выручку.
В целом же стоит отметить, что упомянутые выше 11 компаний контролируют больше половины рынка онлайн-ритейла в РФ.
Федяков также отметил, что доля онлайн-продаж в российском розничном товарообороте на конец 2021 года составляет 11%, и тенденция к ее приросту не ослабевает. Через 4 года уже более пятой части всех покупок будет совершаться в электронном виде. Причем, если говорить о непродовольственном ритейле, то 17% рынка онлайн-покупки держат уже рынок здесь и сейчас, а в Москве и Санкт-Петербурге общая доля интернет-торговли и вовсе близка сегодня к заявленному на 2025 год общероссийскому показателю — 22% и 17%, соответственно. Текущие же темпы роста являются просто рекордными: 44% в прошлом году, до 43% в нынешнем.
Впечатляет не только скорость роста самого рынка, но и возрастающая скорость предоставления услуг.
«Технологические сервисы крепко укоренились в нашей жизни. Не только молодое поколение, но и люди среднего, и даже старшего возраста привыкли к возможности получать все со скоростью такси, — констатирует управляющий партнер Depot, президент Ассоциации брендинговых компаний России Анастасия Луканина. — Если еще год назад мы говорили, что “fast life” — это тренд, то сегодня это уже реальность. Если вы не обеспечиваете это своему потребителю — вы аутсайдер. Вас, возможно, просто не выберут. Скорость доставки была главным конкурентным преимуществом в 2021 году, а в 2022 она станет гигиеническим фактором для рынка», — уверена Луканина.
Она отметила, что сегодняшние возможности экспресс-доставки товаров породили импульсный шоппинг. Если еще в 2020 году люди чаще покупали в интернете что-то впрок, то в 2021 онлайн-шоппинг стал ежедневным. За год количество онлайн-заказов в сегменте FMCG выросло в 4 раза. Это означает, что стена между онлайн и офлайн рынками окончательно рухнула.
Еще одна важная тенденция года — появление социальной коммерции. Это использование соцсетей в качестве канала для транзакций электронной торговли. Этот канал стал особо важен особенно важен потому, что теперь покупатели гораздо тщательнее, чем раньше, изучают товар до покупки.
Причем, для выбора товара отзывы зачастую оказываются даже важнее цены, заметила Луканина. По ее данным, 54% покупателей просматривают соцсети с целю найти и исследовать информацию о потенциальной покупке. 34% предварительно ищут в интернете отзывы о качестве еды прежде, чем ее заказать.
«Соцсети становятся важными площадками ритейла. Бизнес может там общаться с пользователями, создавать уникальный клиентский опыт и даже стимулировать продажи», — подытожила эксперт.