«Россия может вернуть рыбный суверенитет»

Ксения Клепча
18 января 2022, 11:19

Председатель совета директоров ООО «Антей управление активами» Аркадий Пинчевский о российских верфях, инновационных разработках и доступной рыбе

предоставлено пресс-службой
Читайте Monocle.ru в

Один из крупнейших российских холдингов по добыче и переработке рыбы и краба - Группа компаний «Антей» - единственная в стране компания, добывающая краба сразу в двух рыбохозяйственных бассейнах страны - Дальневосточном и Северном. Несмотря на то, что компания работает более 30 лет, ообъемы вылова растут год от года, вместе с ними - рабочие места и налоги в бюджеты всех уровней. Как строится работа «Антея» сегодня «Эксперт-Онлайн» поговорил с председателем совета директоров «Антей управление активами» Аркадием Пинчевским.

— «Антей» много лет занимается как промыслом и переработкой краба, так и разных пород рыб. Какое из направлений сегодня в приоритете?

— Если смотреть объемы вылова, то и краб, и рыба распределяются примерно одинаково. В 2021 году краба мы выловили 14,1 тысяч тонн, а рыбы разных пород - 13,6 тысяч. Важно, что ежегодно объемы промысла растут, в 2020 году, к примеру, вылов краба составил 13,7 тысяч тонн, а рыбы 11,8 тысяч. Думаю, в следующем году мы не будет снижать темп. Цифры, конечно, для нас важны, но это не самоцель. Одна из главных задач «Антея» сегодня — это увеличение и модернизация флота.

— Как обстоят дела с этим?

За прошлый год нам удалось существенно пополнить флот. Это двенадцать дополнительных краболовов, три из них уже работают в Северном бассейне, два — в дальневосточном, еще семь сейчас находятся на переоборудовании. Плюс одна малая плавбаза прошла модернизацию и работает на Дальнем Востоке. А в 2020 мы спустили на воду судно «Русь» — первый построенный в России краболов. Он уже активно работает на Дальневосточном бассейне и показывает хорошие результаты.

— Такие же суда строятся в Приморье?

— Верно, «Антей» одним из первых поддержал государственную программу «Квоты под инвестиции», инициированную президентом страны Владимиром Путиным. Мы решили строить сразу восемь судов-краболовов на Находкинском судоремонтном заводе в Приморье. Объем инвестиций составил 13,6 млрд рублей. Такой крупный заказ поможет нам существенно обновить флот, а находкинский завод уже сегодня смог возродить судостроение. Здесь прошла существенная модернизация производственных мощностей, закуплено новое оборудование, построены общежития для сотрудников. На первом этапе сформировано 420 рабочих мест, привлечено порядка 220 сварщиков, судокорпусников, мастеров.

— Когда вы планируете получить готовые краболовы?

— На сегодня сформированы уже три корпуса, по плану мы должны спустить их на воду уже летом 2022 года. Формируется следующая тройка корпусов, параллельно идет работа по всем восьми судам, это достаточно сложное производство под чутким контролем инженеров.

Это современный проект краболовов, он выгодно отличается от своих предшественников. Во-первых, суда этого типа обладают топливной экономичностью, а, значит, и экологичностью. Во-вторых, изменена форма «носа» судна, это позволяет существенно снизить килевую качку - так намного легче работать членам экипажа. И, как бы смешно это не звучало, качку не переносит и живой краб, о его комфорте мы тоже заботимся. Кроме того, на новых судах располагается девять танков, заполняемых постоянно охлаждаемой морской водой. Они предназначены для хранения и транспортировки краба в живом виде. Эта система позволяет перевозить до трех видов крабов или рыбы с разной температурой хранения. Ну и в целом, плавсоставу, конечно, комфортно работать на новых судах, с современным оборудованием, каютами и рабочими местами.

Рост, сохраняя традиции

— Работа в море — не самая легкая. Если мы говорим о плавсоставе, то насколько сложно сегодня найти сотрудников?

— Сегодня с нами работает полторы тысячи человек — около 500 на берегу и почти тысяча — в море. Рост наших компаний предполагает и рост рабочих мест. В этом году штат увеличился на треть: около ста человек административного состава и 380 рабочих мест для моряков. Профессии — от матроса до капитана. Это Приморский край, Магаданская и Мурманская области, Камчатский край. В следующем году мы планируем ввести еще 93 рабочих места — на производственной базе в Камчатском крае. Специфика промысла и обработки во всех прибрежных регионах такова, что работа эта чаще всего сезонная.

Мы сегодня предлагаем хорошие условия. Это комфортные условия труда, возможность повышения квалификации, и достаточная высокая для регионов стабильная заработная плата. На Севере средняя зарплата плавсостава — порядка 370 тысяч рублей, на Дальнем Востоке — около 240 тысяч. Однако дефицит кадров среди профильных морских специалистов становится с каждым годом все острее. И наша общая задача на сегодня — повышение престижа рыбацкой профессии.

— Как это сделать?

— Начинать с молодежи. «Антей» активно работает с профильными учебными заведениями — Дальневосточным государственным техническим рыбохозяйственным университетом, Владивостокским морским рыбопромышленным колледжем (ВМРК), Мурманским рыбопромышленным колледжем. В этом году на плавбазе «Алеут» практику прошли 32 курсанта ВМРК. Они практикуются по профессиям, на которые обучаются, если речь идет о курсантах ВУЗов, то на ступень ниже — мотористы, электрики, рефмашинисты, технологи, помощники капитана по радиоэлектронике. Практика нужна курсантам не только для опыта, понимания морской специфики и заработка, но и для получения плавценза (опыт работы на судне в определенной должности – прим «Эксперт»). Выпускники зачастую приходят к нам и на дальнейшую работу.

Плавсостав получается очень разным — на судах работают как молодые специалисты, так и наши «ветераны». Работа в море очень специфическая и передача опыта здесь важна.

У нас даже трудятся несколько морских династий. На Дальнем Востоке, на Севере у нас работают целыми семьями: отцы и сыновья, братья. Для нас традиции и преемственность важно сохранять.

— «Антей» сегодня работает сразу в нескольких регионах и Дальнего Востока, и Севера. Регионы что-то получают от такого крупного инвестора помимо рабочих мест?

— Конечно, это налоги. Их объем и в региональный, и в федеральный бюджет в этом году увеличился в полтора раза. В 2020 году общий объем налогов ГК «Антей» составил 917 млн. рублей, а в 2021 - почти полтора миллиарда - 1 415 млн. При этом в региональные бюджеты в этом году направлено больше миллиарда - 1118 млн.

Кроме того, мы активно развиваем и береговую переработку. Такая площадка уже есть в Мурманске, в следующем году мы запустим производственную площадку в Камчатском крае. А вслед за производством последует и соответствующая инфраструктура. Я уже говорил о госпрограмме «квоты под инвестиции». Она включает в себя не только строительство судов, но и береговой переработки. И это следующий этап развития группы компаний «Антей»

Море очень щедро на ресурсы, если относится к нему бережно

— «Антей» — это ведь не только краб и рыба. Проект «Русская марикультура» доказал свою успешность?

— Проект успешно работает с 2017 года во Владивостоке. Фермы по выращиванию трепанга, гребешка, устриц расположены в чистейшем районе на острове Русский. По итогам 11 месяцев этого года мы реализовали 48 тонн продукции, в 2022 году планируем увеличить этот показатель вдвое.

Мы хотим, чтобы самые свежие, экологически чистые морепродукты были доступны не только в ресторанах Дальнего Востока, но и Москвы, Санкт- Петербурга, центральных регионов.

— Насколько такое производство экологично? Какой урон наносится биосфере?

— Абсолютно никакого. Море очень щедро на ресурсы, если относится к нему бережно. В этом году Антей стал основным индустриальным партнером Национального научного центра морской биологии ДВО РАН по проекту воспроизводства ценных морских гидробионтов, направленного на развитие технологий аквакультуры. Особое внимание будет уделено технологиям заводского получения молоди гребешка, дальневосточного трепанга, серого морского ежа, камчатского краба, мохнаторукого краба, четырехугольного волосатого краба, а также технологиям промышленного культивирования новых кормовых и пищевых объектов. Мы не только выращиваем гидробионты, но и постоянно восполняем биоразнообразие моря.

— То есть бизнес идет рука об руку с наукой?

— Во всех сферах, касающихся промысла, по-другому никак. В этом году «Антей» стал якорным резидентом инновационного технического центра «Русский» в Приморье. На этой площадке мы займемся разработкой и производством экспериментальных продуктов, полученных в результате глубокой переработки краба и применения технологии безотходного производства. Несколько лет назад мы привлекли специалистов в области биотехнологий, на собственной научно-экспериментальной площадке они тестировали способы получения трех инновационных продуктов из печени и панциря краба: комплекс ферментов, крабовый жир и высокоочищенный хитин. На базе ИНТЦ мы планируем создать опытное производство этих инновационных продуктов.

Доступная рыба

— Рынок рыбы и морепродуктов в России нельзя назвать доступным, даже в «рыбацких» регионах. Почему при таких масштабных объемах вылова свежая рыба по-прежнему недоступна большинству потребителей?

— Главная проблема в том, что Россия — страна, которая имеет колоссальную акваторию и доступ к биоресурсам, — на сегодняшний день зависима от других стран в вопросах переработки.  Да, мы вылавливаем достаточно большие объемы, но конечный продукт с высокой добавленной стоимостью производит Китай. Выловленная российскими рыбаками рыба уходит заграницу, перерабатывается, и возвращается в Россию уже по высокой стоимости для конечного потребителя.

— Можно ли ситуацию изменить?

— Конечно, совместной работой государства и бизнеса. Во-первых, это модернизация портовой инфраструктуры. В регионах практически не осталось рыбных портов, в них перегружают все что угодно, кроме рыбы — это менее выгодно, чем, например, переваливать уголь или лом.

Далее — хранение, холодильные мощности. В последние годы бизнес строит большие холодильники, но это не закрывает потребности даже на четверть.

Ну и финальная стадия — береговая переработка. Такие производства не только замкнут цикл рыбодобычи, но и помогут развиваться регионам: налоги, рабочие места, строительство инфраструктуры.

Государству и бизнесу необходимо вместе начать работу над программой «Доступная рыба», которая направит совместные усилия и ресурсы на увеличение  потребления рыбы жителями России.

Рыбный потенциал у нашей страны колоссальный. И у нас есть уверенность, что государство это понимает и заинтересовано в развитии рыбной отрасли — Россия может вернуть рыбный суверенитет.