Продуктовые ритейлеры начали друг друга пожирать

Николай Ивашов
редактор отдела бизнеса Expert.ru
21 января 2022, 18:55

Х5 объезжает конкурентов, опубликовав данные по выручке за прошлый год, но «Магнит» пытается не отставать.

Алексей Зотов/ТАСС
Магазин сети "Пятерочка" на набережной Серебрякова в Новороссийске

Лидер продуктовой розницы России X5 Retail Group, опираясь на сильные итоги 2021 года и используя текущую конъюнктуру, продолжает бурную экспансию на рынках. Пытаясь противостоять ей, конкуренты привлекают новых топ-менеджеров для развития электронной коммерции и скупают торговые площади.

Х5 показывает хорошую динамику

Согласно опубликованному сегодня отчету, чистая выручка Х5 Group выросла в 2021 году до 2,199 трлн рублей. Это перекрывает показатели 2020 года (1,978 трлн рублей) и доковидного 2019 года (1,727 трлн рублей). Основным драйвером развития стало открытие 1366 новых магазинов. Общая площадь всех магазинов на конец года составила 8,409 кв. метров, увеличившись 7,3%. В эту статистику включены 12 магазинов «Карусели», переданных «Перекрестку». При этом LFL продажи выросли на 5,1 %, а вклад в рост выручки за счет увеличения торговых площадей составил 6,3%.

На этом фоне логичным выглядит озвученное на днях решение о запуске «Пятерочкой» новой программы обратного франчайзинга (дающего владельцу сети максимальный контроль над магазином), по которой в наступившем году планирует открыть около 100 магазинов в разных регионах России. Для сравнения заметим, что в целом с начала 2019 года открылось почти 3 тыс. магазинов «Пятерочка», что превышает средний темп с 1999 года (сейчас сеть насчитывает 17 тыс. магазинов) .
Дальнейшим расширением «Пятерочки» будет руководить ее новый гендиректор Владислав Курбатов, бывшей глава сети «Перекрестков», назначенный на новую должность буквально на днях с целью сделать упор на таких показателях, как повышение плотности продаж и улучшение «ценового восприятия», а также и на повышении эффективности за счет сокращения расходов.
 
Отдельно стоит отметить эффективность дискаунтеров «Чижик», увеличивших выручку в 37 раз (!) за год с плотностью продаж в 427 тысяч рублей на квадратный метр, что на 62% выше, чем у «магазинов у дома». «На сегодняшний день руководителю “Чижика” дается определенный карт-бланш. Сейчас был оттестирован целый ряд форматов для дискаунтера. Они посмотрели, в каких вариациях данный формат будет успешен. В том числе некоторые “Чижики” посадили рядом со “Светофором” и другими конкурентами. Сейчас приняты определенные решения, и количество дискаунтеров будет наращиваться», — рассказал «Эксперту» президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.

Нельзя пройти и мимо роста компании в цифровом сегменте, который составил в минувшем году впечатляющие 140% и достиг 47,9 млрд рублей. Это подтверждает общий для FMCG и нарастающий буквально с каждым месяцем тренд на увеличение цифровизации продаж, актуальный для всех участников рынка.

Показанная в завершающем квартале года динамика – рост выручки до 605, млрд рублей, что на 14,9% лучше, чем за аналогичный период 2020-го – не утеряна компанией и в 2022 году. С 1 января чистые розничные продажи увеличились на 14,9% (г\г), сопоставимые — на 8,6%. Выручка «Vprok.ru Перекресток»  выросла на 45 %, выручка 5Posts — в 2,5 раза, общий объем оборота товаров «Много лосося» почти утроился (все данные — год к году).

«Макроэкономическая ситуация на российском рынке продуктов питания остается сложной: инфляция оказывает давление на потребителей, усилилась конкуренция со стороны со стороны онлайн-игроков и консолидация офлайн-игроков», — прокомментировал отчетность главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман. 

Он добавил, что компания ожидает рентабельность EBIDTA за IV квартал и за 12 месяцев 2021 года как минимум на уровне 2020 года, что в сочетании с ростом эффективности оборотного капитала поддержит генерацию денежного потока. Остается констатировать, что, опубликовав отчет первым из конкурентов, руководство Х5 чувствует себя уверенно, как водитель за рулем автомобиля аналогичной модели известного немецкого производителя.

«Магнит» притянул нового топ-менеджера

Между тем, накануне стало известно, что в конкурирующем «Магните», который пока не спешит раскрывать свои прошлогодние финансовые показатели, появился новый топ-менеджер. Исполнительным директором и заместителем генерального директора «Магнита» назначен Алексей Корня, ранее являвшийся президентом МТС. Он будет курировать e-commerce, финансовую и юридическую функции, управлять инвестициями и рисками. Симптоматично, что в меняющихся условиях привлечен руководитель из телекоммуникационной компании.
 
Перед Корней проставлена задача ускорить цифровую трансформацию «Магнита» и развивать цифровые сервисы для покупателей, что, учитывая, к примеру, показатели Х5 в данной области, становится одним из ключевых факторов в борьбе за доминирование на рынке в будущем. Пока же, компания увеличивает производство продукции на собственных предприятиях и, согласно появившейся в СМИ информации, рассматривает возможность расширения своего присутствия в дрогери, проявляя интерес к покупке сети «Улыбка радуги», работающей в практически в той же нише, что и «Магнит Косметик».

«У некоторых экспертов рынка складывается ощущение, что “Магнит” в следующем году может и обогнать Х5 за счет уже проведенных сделок M&A, за счет расширения площадей и увеличения числа торговых объектов, которые дадут дополнительную выручку», — заметил Андрей Карпов. Пока же, по его словам, в силу того, что доходы населения не растут, конкуренция между этими двумя игроками крайне обостряется, особенно — в эконом-сегменте.

Обороты увеличиваются за счет менее успешных

Еще один заметный игрок рынка — сеть магазинов «Верный» — объявила на этой неделе о выкупе у Mercury Retail Group («Бристоль» и «Красное & белое») части бывших магазинов «Дикси», которые не вошли в сделку по продаже этой сети «Магниту», в Ленинградской, Новгородской, Тверской, Ярославской и Тульской областях. Кроме того, ритейлер сегодня объявил об отказе от продукции «Мистраль» в силу того, что поставлялась она ему по более высоким ценам, чем конкурентам.

«По сути, сейчас имеет место некоторый каннибализм среди ритейлеров. Обороты увеличиваются за счет каких-то менее успешных игроков. В целом ситуация для рынка, быть может, и не очень хорошая, поскольку в силу низких доходов населения магазины среднеценового сегмента с рынка исчезают. Скоро возобладает экономичный формат», — полагает эксперт.