Грузовые поезда РЖД оснастят искусственным интеллектом для снижения числа аварий в 2022 году

25 января 2022, 09:42

Разработка совместного предприятия Сбербанка и Cognitive Technologies должна сократить количество ЧП с поездами на 70%

cognitivepilot.com
Читайте Monocle.ru в

Компания Cognitive Pilot и ОАО «РЖД» закончили испытания автопилотов для грузовых поездов. Системы оснащены искусственным интеллектом (ИИ) и разработаны с целью сократить количество аварий на железных дорогах за счет максимального снижения человеческого фактора. 

Как пишет ТАСС со ссылкой на гендиректора Cognitive Pilot Ольгу Ускову, в текущем году для РЖД будут выпущены 500 комплексов.

«Мы начинаем серийное производство систем помощи машинисту маневрового железнодорожного локомотива на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ) Cognitive Rail Pilot. С началом серийных поставок нашей Cognitive Rail Pilot для РЖД мы уверены, что безопасность маневровых операций на железной дороге выйдет на качественно новый уровень со снижением числа инцидентов на 70%. Мы ждем, что в этом году будет открыт тендер, мы готовимся в нем участвовать», — рассказала Ускова.

Комплекс Cognitive Rail Pilot позволяет при помощи технического зрения и искусственного интеллекта выявлять объекты на железной дороге и помогать машинисту избегать аварий. Среди прочего, система способна увидеть запрещающий сигнал светофора, закрытую стрелку, а также распознать человека на путях или угрозу столкновения с другим составом. Отмечается, что сейчас подобная технология не применяется ни в одной стране.

К тестированию первых российских составов с искусственным интеллектом в РЖД приступили в конце 2020-го, а в прошлом году комплексы прошли экспертизы в аккредитованных ОАО «РЖД» центрах. Специалисты пришли к выводу, что Cognitive Rail Pilot способен точно оценивать обстановку на путях, оповещать машиниста об опасности и при необходимости самостоятельно принимать решения. Система функционирует в любую погоду и выдерживает температуры от минус 40 до плюс 50 градусов. 

Подчеркивается, что пока речь идет о применении оборудования именно на грузовых поездах, операции на которых считаются одними из наиболее сложных в отрасли. В общей сложности в этом году планируется оснастить системой до 500 локомотивов.

К 2024 году планируется внедрять технологию и на пассажирских поездах в России, а также начать экспорт системы в другие страны — для этих целей в Томске запустят производственную линию мощностью пять тысяч комплексов в год.

Российской разработкой уже заинтересовались Китай, Франция и Нидерланды. По словам гендиректора Cognitive Pilot, мировой рынок систем автономного управления железнодорожным транспортом в настоящий момент активно развивается. «По данным аналитиков Visiongain, сегодня его объем составляет более $7 млрд и к 2031 году превысит 21 млрд с ежегодной динамикой 11,4%», — уточнила Ольга Ускова.

Основанная в середине 90-х группа компаний Cognitive Technologies — один из ведущих в мире разработчиков систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств — и Сбербанк в 2019 году создали Cognitive Pilot, «компанию мирового уровня в области беспилотного транспорта». Сбербанку принадлежит 30% акций компании, 70% — у Сognitive Technologies.