АвтоВАЗ не умрет без Renault

Екатерина Кобиц
корреспондент Expert.ru
24 марта 2022, 19:51

Решение Renault о выходе из совместного производства с АвтоВАЗ нанесет компании глобальный урон, который не позволит ей позже вернуться обратно на российский рынок. В свою очередь волжский автогигант может воспользоваться ситуацией и перейти на собственные современные разработки.

Михаил Метцель/ТАСС

В ночь на 24 марта стало известно о решении компании Renault приостановить деятельность России. Долгое время автопроизводители, входящие во франко-японский альянс, сопротивлялись политическому давлению, однако в конце концов сдались. Стоит отметить, что московский завод «Рено Россия» не работавший последние три недели, был снова запущен 21 марта. Как выяснилось, всего на несколько дней.

Пока минимум конкретики

Помимо уже ставших стандартными для такого рода демаршей проблем с поставками автомобилей и запчастей на российский рынок, с уходом Renault вскрывается и другой, требующий срочного решения вопрос. Компании принадлежит 68% АвтоВАЗа. У госкорпорации «Ростех» — только 32%. Что будет делать французская компания со своей долей — пока неясно. 

«Что касается доли в АвтоВАЗе, группа Renault оценивает возможные варианты, принимая во внимание текущую обстановку, действуя ответственно по отношению к 45 тысячам своих сотрудников в России», — отметили в официальном релизе в компании.

Днем АвтоВАЗ выступил с официальным заявлением. На предприятии заметили, что будут следить за ситуацией и продолжают находиться в контакте с властями, а также принимают «все возможные меры» для сохранения коллектива из 40,8 тысяч сотрудников. Ранее стало известно, что российские автостроители перенесли летний корпоративный отпуск на апрель из-за нехватки автокомпонентов. 

За время отпуска Волжский автозавод планирует восстановить цепочки поставок, а также накопить запас деталей. Кроме того, представители АвтоВАЗ уже начали поиск альтернативных поставщиков, в том числе в странах Азии. 

Также на заводе будет вестись разработка новых версий моделей Lada, которые «будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих». На заводе утверждают, что доступны они будут уже в ближайшие месяцы.

Безусловно, уход Renault с российского рынка больно ударит по самой компании. Ведь продажи автомобилей выше, чем здесь, были у компании только во Франции. Более того, согласно оценкам Fitch, автопроизводитель получил в России 10% выручки и 12% операционной прибыли в 2021 году. 

Однако для АвтоВАЗ полный уход Renault может стать еще более неприятным сценарием, так как завод будет вынужден прекратить производство сразу нескольких своих линеек автомобилей.

«Если мы говорим о самом жестком сценарии, когда Renault полностью выходит из владения АВТОВАЗом, то естественно прекращается производство моделей Renault Logan/Logan Stepway и Sandero/Sandero Stepway на тольяттинской площадке. То же самое относится и к выпуску автомобилей семейств LADA Largus и XRAY, поскольку они созданы на платформе В0 (относится к Renault). Опять же ряд поставщиков комплектующих, из которых собираются автомобили LADA, имеют отношение к Renault», — рассказал «Эксперту» руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов.

Тем не менее, у отечественного производителя есть выход: сконцентрироваться на выпуске таких автомобилей семейств LADA, как Granta, Vesta и Niva. Но для их выпуска придется искать альтернативных поставщиков ряда деталей уже в ближайшие сроки. 

«Granta и Vesta тоже не локализованы на 100% — часть комплектующих для них закупается за рубежом. Возможно, среди них тоже присутствуют поставщики Renault. К тому же из-за ситуации на Украине некоторые логистические цепочки оказались разорваны», — добавил Азат Тимерханов. 

По оценке экспертов, только внедорожники Niva Legend и Niva Travel АвтоВАЗ может выпускать самостоятельно, именно по ним импортная составляющая практически отсутствует. 

Ушел, но обещал вернуться?

Автомобильный эксперт Максим Пастушенко считает, что говорить об бесповоротном уходе Renault на данный момент рано. 

«Я бы не стал сеять панику. Все мы прекрасно понимаем, что есть политика, а есть бизнес. Эти вещи, по словам наших зарубежных партнеров, не должны пересекаться. Но они все-таки пытаются их переплести. Давайте говорить реально — для компании важна прибыль. Да, они вероятно, не могут пойти против политических трендов, но при этом они хотят зарабатывать деньги. И мы сейчас видим, что зарубежные фирмы, в том числе IKEA, хотя и заявили об уходе, оставили часть бизнеса. Например, гипермаркеты МЕГА. Тоже самое касается и автомобильных брендов», — заметил Максим Пастушенко. 

Эксперт напомнил, что пример «с исходом» автомобильного бренда уже был в 2014 году, имея в виду ситуацию с General Motors. Тогда компания заявила о своем уходе с рынка РФ после возвращения в «родную гавань» Крыма. Сама GM, подчеркивает Пастушенко, чувствовала себя на российском рынке «более, чем прекрасно» и потратила огромную сумму — около 1 млрд долларов — только чтобы войти в Россию.

«Не прошло и двух лет с того момента, как они решили уйти. Место General Motors было тут же занято европейскими, китайскими, корейскими производителями. И компания, очевидно, поняла, что сделала что-то не то.  Начали потихоньку возвращаться. Но машины у нее уже совсем другие, никому неизвестные, да и доверия к компании уже нет. В итоге — продажи нулевые, расходы на возвращение огромные. Это прекрасно понимают и остальные производители. Например, компания Hyundai большим трудом выторговала право остаться в РФ, потому что понимала — рынок России слишком вкусный», — добавил эксперт.

Быстро уйти у Renault точно не получится. Компания слишком давно была на российском рынке. А на фоне непростой экономической ситуации, урон станет для нее станет еще больше. 

«Иностранным компаниям обозначили сроки. Поэтому в течение недели-двух мы услышим заявления компаний — уйдут они совсем или нет. Кроме того, для Renault встает вопрос о продаже доли в АвтоВАЗ. На мой взгляд — это было бы хорошо. Потому что, когда АвтоВАЗ пошел по пути объединения, стали решать, что завод будет выпускать именно “французов”. Мы же отказались от многих моделей, которые сами разрабатывали, и которые были почти готовы. Не понимаю, почему мы пошли на это. Ведь был пример с “Chevrolet Niva” модель разработали мы, испытали — тоже, производство наше. А деньги от продаж шли партнерам General Motors», — добавил Максим Патрушенко. 

По его мнению, если все же Renault уйдет, пред АвтоВАЗом будет стоять выбор — развивать собственные, малозависимые от иностранных комплектующих модели, или продолжать совместно разработанные с Renault, закупая детали через Турцию или Китай. В любом случае, предприятие не умрет.

«Конечно, мы имеем право продолжать производство. Либо же мы получим завод, который будет производить линейку чисто от АвтоВАЗ. В любом случае — на все это нужно время. И полностью ситуация прояснится только через пару месяцев», — резюмировал эксперт.