Создается впечатление, что в Вашингтоне смирились с потерей Ближнего Востока и ничего не хотят делать для улучшения отношений со своими вчерашними союзниками и, в первую очередь, Саудовской Аравией. Иначе трудно объяснить действия группы сенаторов, которые вернулись к Закону о картелях по добыче и экспорту нефти (NOPEC) и вновь внесли его в начале марта на рассмотрение главного законодательного органа США. Напомним, неоднократные на протяжении трех десятилетий попытки принятия этого закона, который даст американским судам право рассматривать обвинения в монополизме против нефтедобывающих стран, а также введет потолок цен на нефть, вызывает крайне негативную реакцию нефтепроизводителей, главным образом, членов ОПЕК с берегов Персидского залива. Все попытки принять этот закон, чреватый серьезным конфликтом с членами ОПЕК и, в первую очередь Эр-Риядом и Абу-Даби, заканчивались провалом. Российский вице-премьер Александр Новак, руководивший министерством энергетики и продолжающий курировать ее в правительстве РФ, называет NOPEC «страшилкой», которая никогда не будет принята.
Тем не менее, американские законодатели с заслуживающим явно лучшего применения упорством раз за разом обсуждают этот закон в Конгрессе, прекрасно понимая, что в Белом доме его откажутся подписывать независимо от отношений между Америкой и крупнейшим арабским королевством. Причина такого упорства неизвестна. Возможно, американские сенаторы и конгрессмены считают, что сумеют преодолеть вето президента. Одно известно: если они хотят позлить арабских шейхов с берегов Персидского залива, то это имя удается, потому что реакция в столицах арабских монархий предсказуема и никогда не заставляет себя ждать при каждой новой попытке принять NOPEC. Министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Абдулазиз бен Салман дал интервью Energy Intelligence, в котором подчеркнул, что этот закон только усилит нестабильность и неопределенность на нефтяных рынках, но не поможет решить ни одной проблемы.
«Закон NOPEC не признает важность сохранения резервных мощностей и последствия этого непонимания для стабильности на рынке»,- объяснил главный аравийский энергетик.
Принц также считает, что NOPEС навредит инвестициям в развитие резервных мощностей и приведет к падению предложения и большому разрыву между ним и спросом. Не скрывал он своего крайне негативного отношения и к идее введения потолка цен на нефть, который с недавнего времени пользуется большой популярностью на Западе.
Спорный законопроект внесли на рассмотрение Сената группа сенаторов, причем, от обеих партий, что является одним из редких случаев совпадения позиций республиканцев и демократов.
«Нефтяной картель и входящие в него страны должны знать, что мы полны решимости остановить их поведение, которое направлено против конкуренции»,- раскрыл мотивы поведения законодателей сенатор от Айовы Чак Грассли.
В случае принятия NOPEC и введения ценового потолка на нефть КСА, заявил аравийский министр, Эр-Рияд снизит добычу нефти и прекратит ее поставки в страны, принявшие ценовой потолок. Т.е. поступит так же, как поступила Москва в ответ на введение потолка цен на российскую нефть странами членами G7.
Учитывая, что шансы принятия NOPEC приближаются к 0, принц мог пообещать и вовсе прекратить добывать нефть. NOPEC лишь один раз – в 2007 году был принят обеими палатами Конгресса, но он так и не попал на стол президента США. Законодатели даже не стали направлять его в Белый дом, потому что тогдашний президент Джордж Буш-младший заранее заявил, что наложит на него вето.