За последний год КНР расширила использование юаня для покупки товаров из РФ, — следует из сообщений пяти торговых руководителей, непосредственно осведомленных об этом вопросе, на которых ссылаются в Reuters. При этом почти все китайские закупки нефти, угля и части металлов у России теперь осуществляются в китайской валюте вместо долларов.
Анонимный руководитель торговой компании отметил: «Все морские поставки российской нефти в Китай теперь осуществляются в юанях с момента установления ценового потолка, что отодвигает на второй план те банки, которые работали с долларами. В условиях режима ограничения цен становится чрезвычайно сложно осуществлять операции в долларах».
Переход на юани для оплаты большей части торговли сырьевыми товарами на сумму около $88 млрд укрепляет стремление Китая распространить свою валюту по всему миру, хотя Reuters полагает, что строгий контроль за движением капитала в КНР ограничит глобальную роль китайской валюты в ближайшей перспективе. В марте 2023 года юань уже стал первой валютой для трансграничных транзакций в самом Китае, впервые обогнав доллар. Однако, его доля в качестве валюты для глобальных платежей остается небольшой (2,5%) по сравнению с долларом (39,4%) и евро (35,8%), согласно данным SWIFT.
При этом, согласно данным китайского центробанка, общий объем расчетов по Трансграничной межбанковской платежной системе (CIPS), китайской альтернативе SWIFT, в 2022 году вырос на 21,5% в годовом исчислении — до 96,7 трлн юаней ($14,02 трлн). По данным китайской таможни, в 2022 году Китай импортировал из России сырой нефти и мазута на общую сумму $60,3 млрд. Растущий импорт сырьевых товаров привел к тому, что дефицит торгового баланса Китая с Россией в прошлом году достиг $38 млрд, хотя за первые четыре месяца 2023 года этот разрыв сократился.
Старший инвестиционный стратег BNP Paribas Asset Management в Гонконге Чи Ло прогнозирует для юаня долгосрочный «эффект снежного кома», поскольку все больше стран присоединяются к «блоку юаня», чтобы снизить риски, связанные с долларом. Аналитик полагает, что это стало актуально после того, как разные государства увидели, к чему привели введенные США санкции против России. Особенно значительно повлияло на отношение к доллару отключение РФ от SWIFT.
«Это очень долгосрочное развитие, рассчитанное на ближайшие одно-два, даже три десятилетия. На данный момент и в течении обозримых следующих нескольких лет, я думаю, торговля с использованием юаня будет преимущественно применяться для торговли сырьевыми товарами и энергоносителями», — отметил Чи Ло.
Несмотря на начавшиеся более десяти лет назад усилия Пекина по интернационализации юаня, эта валюта использовалась лишь для эпизодических крупных закупках сырьевых товаров, поскольку большая часть мировой торговли нефтью, газом, медью и углем оценивается по долларовым ориентирам. Ситуация начала меняться в 2022 году, когда западные покупатели стали избегать российских товаров в условиях ужесточения антироссийских санкций.
Расчеты в юанях резко выросли после введенного США запрета на импорт многих товаров из России и по мере того, как Европа усилила ограничения в отношении российских экспортеров. 5 декабря Запад уже установил потолок на российскую нефть. На фоне этих событий китайские покупатели начали скупать сырую нефть, уголь и алюминий, увеличив импорт товаров из России в 2022 году на 52% в стоимостном выражении, по данным Reuters. В этом году закупки могут вырасти по мере восстановления экономики КНР.
В целом, использование юаня во всем мире только набирает обороты. В марте 2023 года французская нефтегазовая компания TotalEnergies продала Китаю первую партию СПГ с оплатой в китайской валюте. А уже в апреле Аргентина заявила, что начнет оплачивать китайский импорт в юанях, чтобы ослабить давление на свои долларовые резервы.