Поразительно, как искренне (по крайней мере, внешне) удивляются и возмущаются западные страны во главе с США, когда те, против кого они вводят санкции, зеркально отвечают такими же санкциями.
«Мы решительно выступаем против ограничений, которые не имеют под собой никаких оснований,- заявил в интервью агентству Reuters неназванный чиновник Министерства торговли США.- Это (запрет), как и недавние рейды против других американских фирм, идет вразрез с заявлениями Китая об открытом рынке и приверженности прозрачной нормативно-правовой базе».
Возмущенную реакцию американского Минторга вызвал запрет Пекина компаниям из стратегически важных секторов экономики КНР закупать по соображениям национальной безопасности чипы компании Micron Technology, крупнейшего в Америке производителя чипов памяти DRAM и NAND, флеш-памяти, SSD-накопителей и датчиков CMOS. Запрет был озвучен 21 мая на следующий день после завершения саммита G7 в Хиросиме, на котором очень много говорилось об опасности, которую Поднебесная представляет для коллективного Запада и западной демократии, и о том, как с этими угрозами бороться. Ни у кого не вызывает сомнений, что запрет продукции Micron является ответом Китая на попытки Вашингтона ограничить доступ Пекина к современным технологиям и давление, которое он оказывает на союзников с целью заставить их присоединиться к антикитайским санкциям в области высоких технологий.
Micron выпала сомнительная честь стать первым американским производителем чипов, внесенным КНР в список антиамериканских санкций. В краткосрочной перспективе китайский запрет на руку южнокорейским конкурентам Micron: Samsung Electronics и SK Hynix, но аналитики сходятся во мнении, что технологическая война между двумя главными экономиками планеты в долгосрочной перспективе нанесет серьезный ущерб этому сектору.
За считанные дни до введения запрета Micron объявил о планах инвестировать полтриллиона иен (3,7 млрд долларов) в производство чипов по технологии предельной ультрафиолетовой литографии в Японии. Сейчас все задаются вопросом, как отразится китайский запрет на этих планах? Для американского производителя запрет га закупки его продукции – довольно ощутимый удар, потому что он сильно зависит от Китая. Например, в прошлом финансовом году продажи чипов китайским компаниям составили почти 11% всех доходов Micron.
Производство чипов – очень инвестиционноемкий сектор. Оно требует, в первую очередь, строительства особых помещений и очень сложного и дорогого оборудования, поставки которого, кстати, Вашингтон в Китай запретил в октябре прошлого года. Не удивительно, что строительство фабрик по изготовлению чипов требуют астрономических затрат. Например, Samsung потратил в общей сложности около 60 трлн вон (45,4 млрд долларов) на строительство двух таких фабрик в Пхёнтхэке.
Samsung и SK Hynix, два главных изготовителя чипов памяти, вложили в строительство своих китайских фабрик по изготовлению чипов многие миллиарды долларов. Причем, часть оборудования, на котором они работают, изготовлена в США. Южнокорейские производители получили годичную отсрочку в октябре 2022 года, но относительно ее продления этой осенью существуют большие сомнения. Особенно после запрета Пекина в отношении Micron.
Кстати, Южная Корея является наглядным примером привычной американской стратегии борьбы с конкурентами и противниками. Вашингтон начал всячески давить на Сеул и требовать, чтобы корейские производители чипов, входящие в первую десятку крупнейших изготовителей в мире, не заполняли нишу, которая возникнет на китайском рынке в случае запрета на закупки продукции Micron еще за месяц до его введения. Корейцам не позавидуешь, они оказались между двух огней.
Аналитики советуют изготовителям чипов смириться с технологической войной между США и КНР и ее негативными последствиями для всего сектора, как с неизбежным злом, которое пришло надолго.
«Полномасштабная война между США и Китаем за мировое лидерство никуда не исчезнет,- приводит Reuters слова аналитика BNK Investment & Securities Ли Минхи.- Сейчас это чипы, затем будут редкоземельные металлы, сырье… Это будет продолжаться (и закончится нескоро)».