Произошло это вечером в понедельник, 10 июля. Причем ещё днем Реджеп Тайип Эрдоган выступил ньюсмейкером, поставив фактически новый ультиматум Западу: вступление Швеции в НАТО может быть предоставлено в обмен на «расчистку пути» перед Анкарой в ЕС.
Правда, тот, кто имеет некоторое представление о политическом стиле президента Турции, мог предположить, что решение по Швеции было принято ещё во время разговора Эрдогана с Байденом накануне. А тема вступления в ЕС появилась для внутренней аудитории. В результате Эрдогану пообещали «активизировать» дискуссии с ЕС, которые, вероятно, не будут иметь каких-то реальных последствий.
«Никто не должен ожидать от меня компромисса или понимания», — заявил президент Турции в понедельник в связи с призывами пустить Швецию в альянс. Но именно это от него и получили по итогам встречи генсек НАТО Йенс Столтенберг и премьер Швеции Ульф Кристерссон.
В совместном заявлении сторон было отмечено, что Стокгольм выполнил все условия Анкары, которые казались еще вчера невыполнимыми.
Турция и Швеция также договорились создать «новый двусторонний договор по безопасности» и о том, что Стокгольм представит «дорожную карту в качестве основы для своей дальнейшей борьбы с терроризмом во всех его формах». Ну, а в качестве приза от Столтенберга Эрдоган получил обещание создать в НАТО некую должность «специального координатора по борьбе с терроризмом».
Плюс к этому Эрдоган получит несомненно какие-то персональные бонусы от США.
Реакция Джо Байдена на решение Анкары не заставила себя долго ждать. «Я готов работать с президентом Эрдоганом и Турцией над усилением обороны и сдерживания в евроатлантическом регионе», - заявил хозяин Белого дома.
Уже во вторник президент Турции встретится с президентом США, в том числе, чтобы закрепить итоги многомесячного торга по вопросу вступления Швеции в НАТО.