После непродолжительного затишья расценки на аренду танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов вновь рванули вверх. В Европе день аренды даже средних танкеров уже превысил психологический рубеж в 100 тыс. долларов. Причина простая – танкеров несмотря на далеко не самое лучшее состояние европейской экономики не хватает. Как напоминает Bloomberg, увеличились расстояния транспортировки, что автоматически привело к дефициту кораблей. Устранить его не удается.
Нынешний скачок расценок объясняется еще и событиями на Ближнем Востоке, имеющем, как известно, самое прямое отношение к нефти. Угроза превращения войны между Израилем и ХАМАС в региональный конфликт повысил риски транспортировки нефти, что, естественно, взвинтило премию за риск и расценки.
На этой неделе день транспортировки нефти, скажем, с месторождений в Северном море в порты материковой Европы стоит в среднем 101 тыс. долларов. Это максимум с декабря прошлого года. Кстати, в годовом выражении рост, по данным Балтийской биржи, более чем двукратный.
Что же касается расценок в масштабах всей планеты, то танкеры класса Suezmax, способные перевозить 1 миллион баррелей нефти, «зарабатывают» в день более 60 тыс. долларов. Это максимальные расценки за полгода, с апреля 2023 года.
Вдобавок к сжатию глобального рынка транспортировки нефти по морю нынешнему скачку расценок поспособствовал скачок в объемах перевозимой нефти в так называемом «бассейне Атлантического океана», в который входит Европа, Северная Америка и Западная Африка. По словам судовладельцев, списки судов в этих регионах и в Средиземноморье в последнее время существенно поредели.
«Это объясняется главным образом, похоже, сезонными факторами и ростом грузопотока в Атлантическом бассейне,- говорится в аналитической записке для клиентов инвестиционного банка Jefferies Group. Баланс спроса и предложения по танкерам очень напряженный. Следует учитывать и высокую премию за риск.
Сейчас танкерам, к примеру, с российскими дизелем и бензином для Латинской Америки приходится преодолевать расстояние в три раза больше, чем раньше при доставке их в Европу. Плавание в Латинскую Америку длится более двух недель, тогда как плавание из российских балтийских портов в Антверпен занимало 4, максимум 5 дней. Кроме удорожания стоимости транспортировки благодаря увеличению объема необходимого топлива и прочих расходов, удлинение маршрутов приводит к росту спроса на танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов.
«Плавания не только стали намного продолжительнее,- объясняет аналитик Vortexa Дилан Симпсон.- Перемены также резко сократили количество (свободных) грузовых судов на других рынках, что приводит к их дефициту, удорожанию тарифов и так далее».