Нефтяной и газовый рынок ждет очередная волатильная неделя на эскалации ситуации на Ближнем Востоке, вызванной началом наземного наступления израильских войск на Газу. В конце прошлой недели нефтяной рынок отреагировал ростом на начало второй фазы, по словам израильского премьера Биньямина Нетаньяху, войны между Израилем и ХАМАС.
В особой чувствительности к событиям на Ближнем Востоке нет ничего нового и неожиданного. На этот регион приходится около трети добываемой на планете нефти, поэтому любые бурные события в нем немедленно отзываются скачками цен. Иран, которого на Западе считают главным сторонником ХАМАС, заявил, что вторжение израильтян в Газу «может заставить всех начать действовать».
В пятницу, 27 октября, нефть марки WTI подорожала на 3,2% и торговалась дороже 85 долларов за баррель. Тем не менее, это ниже 90-долларового пика нового ближневосточного кризиса, который длится уже три недели. Объяснение у этой странной, на первый взгляд, ситуации простое – война между Израилем и ХАМАС пока серьезно не повлияла на добычу и поставки нефти на рынки.
«Опасения того, что война может превратиться в большой региональный конфликт с потенциальным ударом по поставкам нефти, усиливает риск роста цен на нее,- цитирует Bloomberg аналитика по сырью UBS Group AG Джованни Стауново.- Вероятнее всего, цены в начале недели будут испытывать поддержку, хотя пока сообщений о снижении добычи и срыве поставок не было».
Война в секторе Газа уже спровоцировала три недели сильных качелей на биржевых торгах в течение торговой сессии. 27 октября показатель волатильности нефтяного рынка, измеряющий размеры колебаний цены нефти, поднялся до максимума с июня, т.е. 4-месячного максимума.
Усиление столкновений между поддерживаемой Тегераном Хезболлой и Израилем в Ливане, конечно, усилит нервозность инвесторов. Самым плохим сценарием эксперты единодушно признают любые проблемы с транспортировкой нефти по Ормузскому проливу.
Газовые рынки в этот раз опередили нефтяные. Обострение конфликта между Израилем и ХАМАС уже негативно отразилось на добыче «голубого топлива» - израильтяне прекратили добычу газа на месторождении Тамар. С одной стороны, это частично компенсировало увеличение добычи на соседнем месторождении Левиафан, но с другой, ситуация подчеркивает и наглядно показывает риски, для обоих углеводородных рынков, которые таит эскалация конфликта. Египет, импортирующий газ у Израиля, пожаловался 29 октября, что импорт упал до 0.
Угроза дальнейшей эскалации сохраняется. Иран, ранее призывавший к нефтяному эмбарго Израиля, в минувшие выходные пригрозил решительными действиями, не уточнив, правда, о чем идет речь.
Следует также отметить, что в самом конце прошлой недели США нанесли удары по ряду целей в Сирии в ответ на атаки на американские базы, напомнив всем о возможности вмешательства в конфликт между Израилем и ХАМАС.
Угроза судоходству может возникнуть не только в Ормузском проливе, но в Красном море. Об этом вновь заговорили после перехвата американским авианосцем ракет, запущенных из Йемена в направлении Израиля. Результатом растущей угрозы разрастания конфликта стал ажиотаж среди инвесторов, раскупающих опционные контракты, которые могут принести хорошую прибыль в случае рывка цен за 100 долларов за баррель в ближайшие недели.
«Волатильность, связанная с торговлей спотовыми нефтяными контрактами, неумолима,- уверен аналитик RBC Capital Markets Майкл Тран.- В случае расширения конфликта сохраняется значительная краткосрочная ценовая асимметрия».