В ближайшее время с полок российских супермаркетов исчезнут известные марки пива - датский Carlsberg расторгает лицензию с «Балтикой». Речь идет об использовании торговых марок Tuborg, Kronenbourg, Seth & Riley’s Garage, Holsten и LAV. Однако российский пивоваренный бизнес не видит в этом трагедии. Более того, эксперты говорят о новых возможностях для местных производителей. Так, генеральный директор компании-поставщика крафтового пива ГК «МАЛЬТ», эксперт в сфере пищевой промышленности, член жюри профильных конкурсов всероссийского и международного масштаба Артем Волков считает, что сегодня в России появился уникальный шанс изменить саму культуру потребления алкогольных напитков, привить покупателям вкус и умеренность. Как это выглядит на практике он рассказал в интервью «Эксперт Онлайн».
— За восемь лет работы вы заполнили свой портфель контрактами с крупнейшими пивоварнями страны. Работа только с отечественными производителями - это ваш принцип?
— Не могу сказать, что это было принципом изначально. На старте я вел переговоры с импортными производителями крафтового пива, но из-за экономического и политического кризисов пришлось отложить все на неопределенное время. В итоге, я начал искать достойных производителей внутри страны и выяснил, что у нас просто огромный потенциал!
Каждая пивоварня пытается выделиться, придумывая все более экстраординарные сорта, со всевозможными вкусами: борща, Том-яма, жвачки и так далее. Очень большую популярность в мире и в России получили томатные сорта пива - томатные гозе. Они, в свою очередь, подразделяются на десятки, а может даже сотни разных подстилей: острые, копченые, классические, с добавлением различных овощей, презентующие рецептуру национальных блюд и прочее.
Легендарный американский музыкант Фрэнк Заппа как-то заметил, что государство не может быть настоящим, если у него нет своего пива и своей авиакомпании. Только со временем я понял, как же он был прав. В России появилось свое крафтовое пиво. И количество брендов, вкусов, качество впечатляет.
— Известно, корифеями в пивном бизнесе всегда были чехи, немцы, бельгийцы, на худой конец, ирландцы. И вдруг… крафт совершил пивную революцию. В лидеры вышли США. Почему вы решили, что крафтовое пиво будет у нас популярно так же, как в Штатах?
— Классика — скучновато. Особенно для молодежи, которая в наше время развивается очень стремительно, а также для тех, кто не боится экспериментов. Тем более, что пивная культура сейчас сродни винной: под пиво подбирается гастрономия. Есть сорта, которые идеально сочетаются с десертами, различными мясными блюдами, салатами, а не как мы привыкли, с рыбкой, чипсами, сухариками.
Да, большую долю рынка всё-таки занимает классика. И тут немаловажную роль играет цена, которая у традиционного продукта ощутимо ниже, чем баночка хорошего качественного крафта. Хотя… тенденция к экспериментам появилась даже у пивгигантов. Но, конечно же, с поправкой на качество и креатив.
— Вы были едва ли не первым бизнесменом, кто привез крафтовое направление пивоварения на Дальний восток и расширили его с одного бара до ритейла. С какими трудностями встречались на пути к успеху?
— Да, 8 лет назад для провинциального покупателя это было нечто экзотическое, неизведанное. Люди смотрели на необычные этикетки и не понимали, что перед ними: вино, шампанское или коньяк. Многие не верили, что это пиво. Ведь люди привыкли разделять его только на светлое и темное, фильтрованное и нефильтрованное.
Чтобы познакомить клиентов с новыми напитками, их стилями, безграничными вкусовыми вариациями, мы организовывали в своем баре акции, дегустации. Тогда большой объем продукции было просто списан.
Развитие направления было тяжелым, но результативным. Только в 2019 по 2021 год выручка выросла на 72%.
— И это обеспечило вам средние позиции по стране - всего за два года. Своей миссией вы заявляете развитие особой культуры потребления пива в российском обществе. Расскажите о ней.
— Да, культура потребления этого напитка очень интересна и многогранна, особенно что касается крафта. Это не просто материальная практика. Для одних - производителей крафта - это творческая самореализация. А для потребляющих — осмысленный выбор нужного в море других продуктов. Причем, лидирующие позиции в нем занимает не непосредственно потребление материальных благ, а социальное, культурное взаимодействие.
Сейчас осталось так мало настоящего, натурального… так я принял решение двигаться именно в этом направлении — расшевелить конечного потребителя, вызвать в нем интерес к достойному, но неизвестному продукту. И могу сказать, что люди готовы, на это есть запрос. Потребители делают выбор в пользу качества. Многие стали не только более лояльны, но превратились в серьезных ценителей, разбирающихся во вкусах, знающих как, с чем, какое крафт пиво употреблять.
— Вы прославились не только как бизнесмен-новатор, но как грамотный руководитель. Логистика на Дальний Восток - настоящая головная боль, из-за этого многие компании сразу отказываются от этого направления. Как решились на это вы? Не проще ли было бы работать в Санкт-Петербурге или Москве, где находятся производства?
— Ох, логистика на Дальний Восток - это вообще отдельная тема. Проблемы постоянные, сроки не соблюдаются, составы могут попросту бросать на пути следования. При заявленной доставке из Москвы до Хабаровска в 14-16 дней, эта цифра доходит и до 45 дней. Можно везти фурами, но тогда стоимость вырастает почти вдвое, что безусловно, влияет на цену на полке. Крафт и так недешевое удовольствие, поэтому пытаемся хоть как-то сэкономить на логистике. И у меня получается. Переговоры, переговоры и еще раз переговоры.
В оптовых продажах, да и во всех продажах в принципе, проблема одна. Многие покупатели не знают, что стоит на полках. В их понимании, все эти красочные баночки и бутылочки содержат в себе одно и то же, разлитое из одной бочки - по крайней мере, в нашем регионе так. И тут мы опять возвращаемся к культуре потребления. И к Вашему вопросу о том, не проще ли было открыть бизнес где-то поближе к центру. Проще, конечно. Но зачем, когда я поставил себе цель изменить ситуацию в своем, Дальневосточном регионе?
—Недавно Вы были в жюри масштабного конкурса «Лидер промышленности РФ»: какие впечатления?
— Впечатления самые положительные. «Лидер промышленности РФ» - это одна из ключевых отечественных площадок, где бизнесмены могут не только получить признание, но и обменяться опытом. Здесь можно заявить о себе, рассказать власти о потребностях бизнеса, получить ценные контакты и найти партнеров. И да, хочу сказать, что парадигма действительно меняется. Если еще несколько лет назад главным вопросом любого начинающего, а иногда и уже опытного бизнесмена был “Как заработать”, то теперь он видоизменяется на “Что полезного я могу сделать”, или “Что я могу изменить в мире/стране/регионе, чтобы стало лучше”. Это действительно важно.
Радует и сама концепция конкурса. Она позволяет представителям бизнеса и власти общаться на равных на единой площадке. С одной стороны, предприниматели могут донести свои потребности до законодателей и регулирующих органов, с другой – получить современную и актуальную информацию. Это помогает выстраивать новые бизнес-процессы, модернизировать, а в отдельных случаях даже перепрофилировать производство.
—Каковы сейчас ваши взгляды на будущее пивоваренной промышленности в России? И каковы ваши личные бизнес-планы?
— В моих планах масштабирование бизнеса. Окна возможностей в кризис всегда открыты. Думаю, у отечественного пивоварения именно сейчас – отличный потенциал. И если есть возможность обеспечить отечественного производителя рынком сбыта, а жителей Дальнего Востока возможностью получить высококлассный продукт, то к чему останавливаться? Оптовая продажа, считаю, это тот самый «переходник», благодаря которому импортозамещение работает. Главное – не останавливаться, поддерживать друг друга и идти вперед.