В Америке много говорили о негативных последствиях постоянно растущего госдолга США, который сейчас превышает уже 33 трлн долларов и продолжает быстро расти. Однако раньше речь шла о теоретических предположениях. Только сейчас начинают появляться первые проявления астрономического госдолга США, пишет старший колумнист Yahoo.Finance Рик Ньюман. Текущие доходы уже не в состоянии финансировать расходы правительства. В результате Министерству финансов приходится выпускать все больше госдолга в виде ценных бумаг Казначейства, в основном, в виде гособлигаций. Причем этого долга так много, что глобальные финансовые рынки уже не в состоянии его проглотить. Это вынуждает заемщика, т.е. американское правительство, платить более высокую процентную ставку, что автоматически повышает цену заимствований для потребителей и предприятий в большей части остального западного мира.
Это пока еще не кризис, считает Ньюман, но чрезмерный госдолг США сейчас влияет на всех, кто берет кредиты или покупает акции. Раньше выпуск нового госдолга был рутиной и никому особо неинтересной частью финансового рынка, сейчас же он стал главной темой.
Годовой дефицит бюджета США в 2023 финансовом году, который закончился в сентябре, превысил 2 трлн долларов. В 2022 году он был значительно (на 42,9%) ниже и составлял 1,4 трлн долларов. Теоретически годовой дефицит бюджета должен был бы сокращаться, потому что постепенно заканчиваются огромные деньги, выплаченные правительством населению и бизнесу в виде поддержки во время коронавирусной пандемии в 2020 – 2021 гг., а американская экономика, по крайней мере, пока показывает чудеса прочности. Однако он растет, главным образом, из-за десятилетий пренебрежительного отношения к финансовым делам со стороны как республиканцев, так и демократов.
Внимание инвесторов сейчас приковано не к дефициту бюджета, а к сделанному Минфином 31 июля заявлению о том, что он планирует занять только в третьем квартале 1 трлн долларов, что на 274 млрд долларов больше того, о чем говорили в конце мая. Деньги Белому дому нужны, потому что расходы растут, а поступления оказались ниже ожидаемых.
За три месяца, прошедшие с тех пор, доходность 10-летних гособлигаций выросла почти на 1%. ФРС последний раз поднимала учетную ставку до 31 июля. Большинство инвесторов считают, что в июле было последнее повышение ставки американским центробанком.
Демократы и республиканцы обвиняют друг друга в растущем госдолге, но очевидно, что ответственность несут обе стороны. Последний раз профицит бюджета в Америке был в 2001 году, когда Белый дом покинул демократ Билл Клинтон. С тех пор дорогие войны в Афганистане и Ираке, громадная поддержка экономике во время кризиса и сокращение налогов Трампом в 2017 году постоянно увеличивали госдолг. После прихода пандемии в 2020 году на поддержку Джо Байденом и частично Дональдом Трампом было выделено в общей сложности более 5 трлн долларов. В целом, считает Рик Ньюман, так и возник госдолг в размере 33 трлн долларов, хотя 20 лет назад он был в 5,5 раз меньше.
Конечно, способов взять долг под контроль немало. Для этого не нужно выплачивать все 33 трлн долларов или добиваться сбалансированного годового бюджета. Главной целью правительства, по мнению Ньюмана, должно быть сокращение разрыва между расходами и доходами Белого дома, что позволит стабилизировать или со временем даже начать постепенно снижать соотношение между долгом и ВВП. Большинство бюджетных аналитиков полагают, что сделать это можно при помощи комбинации сокращения расходов, повышения налогов и реформ систем социального обеспечения и медицинского страхования, самых дорогих программ, которые поглощают все больше и больше доходов федерального правительства.
Республиканцы всегда отдавали предпочтение сокращению расходов. Именно желание сократить расходы правительства стало пусть и частично причиной недавнего смещения Кевина Маккарти с поста спикера Палаты представителей Конгресса США. Однако при этом республиканцы хотят сокращать не упомянутые дорогостоящие программы и бюджет Пентагона, а более мелкие статьи бюджета, что не позволит им существенно сократить разрыв между расходами и доходами федерального правительства.
Байден хочет повысить налоги для бизнеса и на богатых американцев, однако он планирует потратить большую часть новых поступлений на новые программы, а не на снижение госдолга. К тому же, ему не удалось провести повышение налогов первые два года пребывания в Белом доме, когда обе палаты в Конгрессе находились под контролем демократов. Т.е. можно говорить, что ни у одной партии нет эффективного плана по ослаблению долгового бремени.
Конечно, в один прекрасный момент может сказать свое веское слово рынок. Это произойдет в том случае, когда ставки причинят слишком большой ущерб и избиратели поймут, что повышение налогов и снижение расходов является наименьшим из зол. Или когда придет сильная рецессия и Конгресс поймет, что не сможет, как обычно, выделить крупную поддержку, не вызвав противодействия рынка.
Сейчас правительство тратит на обслуживание долга больше, чем финансирует Пентагон. Ситуация, конечно, ненормальная. Даже если она не войдет в тройку главных вопросов на президентских выборах 2024 года, то обслуживание долга, уверен Рик Ньюман, будет терзать победителя все время пребывания его в Белом доме.