Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ференца Листа – одно из наиболее часто исполняемых произведений мировой пианистической литературы.
«Я придаю фортепиано очень большое значение, – писал Лист. – Оно занимает первое место в иерархии инструментов: оно чаще всего пользуется вниманием и наиболее широко распространено. Этим значением и популярностью оно обязано исключительно своей гармонической полноте, а вследствие этого и способности охватывать и концентрировать все музыкальное искусство».
Композитор вынашивал замысел концерта в течение 19 лет. Форма концерта не традиционна: он состоит из одной части и четырех разделов, исполняющихся без перерыва. Премьера концерта прошла в Веймаре в 1855 г. в исполнении самого автора, дирижером был Гектор Берлиоз. Солист – лауреат международных конкурсов и участник фестивалей Александр Ключко. Лист – один из создателей большого концертно-виртуозного пианизма со свободным охватом всего диапазона инструмента.
Увертюра к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер» – одно из наиболее масштабных произведений эпохи романтизма. В либретто Вагнер соединил три различные рыцарские легенды, нарушив историческое правдоподобие, но создав сильную драматургическую линию. Средневековая рыцарская сага нашла новое воплощение в опере Вагнера и стала основой для грандиозной любовной драмы. Премьера состоялась в 1845 г. в Дрезденской королевской опере. Несмотря на то, что опера пользовалась большим успехом, Вагнер дважды перерабатывал финал.
Рихард Вагнер: «Моя цель была бы достигнута только в том случае, если бы удалось – впервые в опере - заставить зрителя принять участие в процессе творческой мысли автора, во всех фазах внутреннего развития драмы, ибо только при таком участии становилась понятной катастрофа, разыгрывающаяся без всякого внешнего повода, из развернувшихся душевных переживаний на сцене».
Увертюра к «Тангейзеру» – не просто вступление к опере, а симфоническая поэма, которая обрела самостоятельную жизнь на концертной сцене.
Увертюра стала источником вдохновения для многих творцов последующих столетий не только в музыке, но и в кинематографе – ее отзвуки можно услышать в фильмах Ридли Скотта и Андрея Тарковского.
Также в концертной программе прозвучат две самые известные симфонические поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Тиль Уленшпигель».
Жанр поэмы занимает огромное место в творчестве Рихарда Штрауса.
Первая поэма основана на пьесе «Дон Жуан» поэта Николауса Ленау, представившего свою трактовку испанской легенды Эпохи Возрождения. Образ Дон Жуана вдохновлял творцов в разные времена – к нему обращались Тирсо де Молина, Гольдони, Мольер, Корнель, Мериме, Дюма, Моцарт, Байрон, Пушкин, А.К.Толстой, Даргомыжский. Отличием трактовки Штрауса стало то, что композитора интересовал внутренний мир Дон Жуана и неосуществленные стремления, которые возникали в его душе. Для Штрауса главной является не физическая, а духовная гибель героя, который разуверился в возможности найти идеал. Штраус работал над Дон Жуаном в Италии в период счастливой влюбленности в певицу Паулину де Ана, которая впоследствии стала его женой. Как писал композитор: «На премьере «Дон Жуан» имел грандиозный успех, музыка звучала волшебно, все прошло образцово и вызвало неслыханную для Веймара бурю аплодисментов».
В основу второй поэмы легла история не просто средневекового фольклорного персонажа, но реально жившего крестьянина, чей образ стал источником многочисленных немецких сказок. Плут, обожаемый простым людом, полюбился и композиторам, а Рихарда Штрауса вдохновил на написание одноактной оперы. Однако, в процессе работы над произведением, Штраус написал симфоническую поэму. Штраус изобрел новый тип программной симфонической поэмы, имеющей завязку, развитие и развязку.